Публикации
Корпоративные потребители
- Услуги: Корпоративное право / Слияния и поглощения, Договорное право
- Дата: 22.03.2021
Почти все компании и индивидуальные предприниматели являются заказчиками услуг других участников рынка. Но в отличие от частных лиц, они лишены привилегий потребителей и государственной поддержки. Хотя большинство таких заказчиков остаются слабой стороной и не защищены от злоупотреблений исполнителя.
Чаще всего не выгодные бизнес-клиентам условия навязывают операторы связи, банки, арендодатели нежилых помещений, перевозчики и другие. Порой даже жесткая конкуренция не позволяет заказчикам выбрать надежного исполнителя. Равно как взыскать убытки, причиненные отключением электроэнергии, несвоевременной доставкой письма и другие.
Старший юрист Capital Legal Services Александр Ростовский поделился мнением с порталом «Агентство правовой информации»:
«Действующее законодательство главным образом защищает потребителей – частных лиц, приобретающих товары или услуги для личных, не связанных с бизнесом нужд. Коммерсантам же приходится тяжелее, поскольку в отношениях с банками, операторами связи и иными участниками рынка B2B за ними признается равенство возможностей.
Тем не менее последние изменения гражданского законодательства позволяют предпринимателям более эффективно отстаивать свои права и законные интересы в отношениях с сильной стороной договора. В судебном порядке можно требовать расторжения или изменения контракта, который содержит явно несправедливые условия, в том числе исключает или ограничивает ответственность сильной стороны, либо лишает слабую сторону прав, которые обычно предполагаются при заключении договоров подобного вида.
Таким образом, признание слабой стороной зависит не от размера и статуса компании, а от условий договора и обстоятельств его заключения. На мой взгляд, для улучшения правового положения малых предприятий целесообразно придерживаться системного подхода – дальнейшего совершенствования отраслевого законодательства и активизации роли органов, контролирующих деятельность в сфере оказания услуг связи, перевозки, банковских услуг и других.
Закон допускает возможность изменения условий договора в одностороннем порядке, если его сторонами являются предприниматели. Конституционный суд России также подтвердил, что закрепленное в договоре право банка на одностороннее изменение процентов в отношениях с корпоративными заемщиками не может расцениваться как нарушающее права и свободы такого клиента.
Хотя есть случаи, когда арбитражные суды отказываются взыскивать часть процентов в случае одностороннего, ничем не обусловленного непропорционального увеличения банком процентной ставки. Но бремя доказывания неразумности и недобросовестности одностороннего изменения условий обязательства лежит на стороне, которая с ним не согласна».
Полную версию материала можно прочитать по этой ссылке.