Обзоры законодательства
12-й пакет санкций ЕС: программное обеспечение под угрозой
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 24.01.2024
Экономические санкции против России остаются одной из самых актуальных и острых для бизнеса тем. В конце 2023 года Европейский Союз (ЕС) опубликовал 12-й пакет санкций, направленный против российских юридических лиц и органов власти. Масштабные изменения коснулись предоставления программного обеспечения (ПО) российским компаниям.
1. ЗАПРЕТ НА ПРОДАЖУ, ПОСТАВКУ, ПЕРЕДАЧУ И ЭКСПОРТ ПО
Внесены изменения в статью 5n Регламента Совета ЕС №833/2014 – в новой редакции статья пополнилась пунктом 2b.
Нововведение устанавливает запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт или иное предоставление (как прямое, так и косвенное, через посредников) ПО, которое используется в сферах управления предприятием, промышленного проектирования и производства.
По большей части речь идет о специализированном ПО для архитектурных и инженерных изысканий, проектирования, производства, для работы в СМИ, в образовательных учреждениях, в индустрии развлечений, но также затронуты и более универсальные программы типа CRM.
Конкретный перечень ПО, которое попадает под действие европейских санкций, сформулирован в приложении к Регламенту:
- Планирование ресурсов предприятия (ERP), Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), Бизнес-аналитика (BI), Управление цепями поставок (SCM), Корпоративное хранилище данных (EDW), Компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS), Программное обеспечение для управления проектами, Управление жизненным циклом изделия (PLM) и прочие компоненты для указанного ПО, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и управление персоналом;
- Информационное моделирование зданий (BIM), Система автоматизированного проектирования (CAD), Система автоматизированного производства (CAM), Разработка на заказ (ETO) и прочие компоненты для указанного ПО.
Запрет распространяется на предоставление европейскими компаниями ПО в пользу любых российских юридических лиц, а также в пользу органов власти и государственных органов РФ. Из 12-го пакета санкций следует, что речь идет о любой форме предоставления – отчуждение прав, лицензия или просто передача экземпляра ПО.
Равным образом запрещено оказывать техническое содействие, финансовую помощь и какие-либо услуги для передачи такого ПО в Россию.
2. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ИСКЛЮЧЕНИЯ
Изменения предусматривают ряд переходных положений и исключений:
- Если европейская компания до 19 декабря 2023 года (дата вступления в силу санкций) заключила с российским контрагентом контракт в отношении запрещенного ПО, то для неё временно разрешены продажа, поставка, экспорт и иная передача ПО в Россию, но только в срок до 20 марта 2024 года и если предоставление ПО российской компании чрезвычайно необходимо. Как определять «чрезвычайную необходимость» – ЕС не уточняет.
- Также установлен переходный период для российских компаний, которые находятся в собственности или под контролем юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, стран Европейской экономической зоны, а также Швейцарии, США, Японии, Великобритании, Южной Кореи, Австралии, Канады, Новой Зеландии и Норвегии (так называемые страны-партнеры ЕС).
В отношении таких подконтрольных российских компаний не действует запрет на предоставление ПО в срок до 20 июня 2024 года.
- Разрешено продавать, поставлять, экспортировать и передавать ПО в Россию, если это обусловлено исключительными общественными целями. Например, если это необходимо для реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения (по типу коронавирусной инфекции), для срочного предотвращения стихийных бедствий или иных событий, которые могут оказать серьезное воздействие на здоровье и безопасность человека, на окружающую среду.
3. РАЗРЕШЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПО
Еще одно исключение, когда санкционные ограничения не будут действовать, – это предоставление ПО российским компаниям и государственным органам РФ с разрешения уполномоченных органов государств-членов ЕС, если это необходимо для:
- участия российских специалистов в международных проектах с открытым исходным кодом (open source);
- гуманитарной помощи;
- деятельности гражданского общества, нацеленной на развитие демократии и защиты прав человека в России;
- функционирования на территории России дипломатических и консульских представительств ЕС, государств‑членов ЕС и стран-партнеров, международных организаций с иммунитетом;
- обеспечения энергоснабжения и поставок руд и металлов в ЕС;
- обеспечения непрерывной работы инфраструктур, которые имеют критическое значение для здоровья и безопасности человека, окружающей среды;
- гражданского ядерного сотрудничества;
- предоставления услуг электронной связи.
Отдельно следует выделить новое основание: уполномоченный орган может выдать разрешение на лицензирование ПО, если такое ПО будет использоваться исключительно «подконтрольной» российской компанией, то есть российским юридическим лицом, которое находится в собственности или под контролем компаний из ЕС или стран-партнеров ЕС.
В 12-м пакете санкций нет разъяснений о форме такого разрешения от уполномоченного органа, процедуре рассмотрения заявления и выдачи разрешения. Полагаем, что данные вопросы будут решаться уполномоченным органом в каждой конкретной стране ЕС по своему усмотрению.
4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНКЦИЙ
На данный момент на уровне ЕС не предусмотрена какая-либо ответственность за несоблюдение санкционных ограничений. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться применимым законодательством государства-члена ЕС.
Так, например, в Германии установлена административная ответственность за неумышленное нарушение санкций ЕС: максимальный размер административного штрафа составляет 500 000 евро. В отдельных случаях может быть предусмотрена и уголовная ответственность.
Мы надеемся, что данный материал помог составить первое впечатление о санкциях ЕС, введенных в отношении продажи, поставки, экспорта и иного предоставления ПО российским компаниям.
Команда CLS будет рада проконсультировать вас по вопросу применимости 12-го пакета санкций к деятельности вашей компании и оценить существующие риски.
Данный обзор подготовили руководитель практики интеллектуальной собственности CLS Антонина Шишанова и юрист Марина Прыгунова.