Обзоры законодательства
«Не посредник, а партнер»: в госдуму внесен законопроект о регулировании маркетплейсов
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 02.10.2023
25 сентября 2023 года в Госдуму был внесен законопроект № 445923-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – «Законопроект»), целью которого является уточнение правового статуса дистанционной торговли товарами с использованием маркетплейсов.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту, необходимость его принятия стала очевидной после волны конфликтов между владельцами маркетплейсов и их партнерами, сотрудниками и потребителями. Один из ярких примеров – конфликт между маркетплейсом Wildberries и его партнерами из‑за массовых штрафов: после трехдневной забастовки в марте 2023 года маркетплейс пошел на уступки и отменил более 10 000 штрафов.
Законопроект предлагает новые правила взаимодействия между маркетплейсами, продавцами, использующими маркетплейс, и операторами пункта выдачи заказов из такого маркетплейса (далее – «ПВЗ»), однако предлагаемые изменения пока не кажутся идеальными.
Что такое маркетплейс?
Законопроектом вводится новый термин – «маркетплейс», под которым предполагается понимать программу и/или сайт, позволяющие потребителю одновременно ознакомиться с предложением о заключении договора купли-продажи товара дистанционным способом, заключить такой договор, а также произвести предоплату. Указанный термин почти полностью копирует термин «агрегатор информации о товарах и услугах» из Закона «О защите прав потребителей»[1]. С учетом этого можно предположить, что действие Законопроекта будет распространяться не только на маркетплейсы, но и на другие компании и сервисы, связанные с электронной коммерцией (например, на агрегаторов услуг такси).
Маркетплейсы упоминаются еще и в Федеральном законе от 10.07.2023 № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (более известном как «Пятый антимонопольный пакет»), где они описываются с помощью термина «цифровая платформа» – это программа и/или сайт, используемые для совершения сделок между продавцами и покупателями определенных товаров.
Все это указывает на нарушение правил юридической техники, так как с учетом Законопроекта в действующем правовом регулировании будут параллельно существовать разные термины для описания маркетплейсов, что создаст сложности в определении того, какой термин и в каких случаях следует применять.
какие изменения предлагает законопроект?
Законопроект существенно изменяет сложившиеся отношения между маркетплейсами и их партнерами и предлагает:
- запретить изменять условия договора с маркетплейсом в одностороннем порядке;
- разрешить изменять условия договора с маркетплейсом только по соглашению сторон не чаще одного раза в год, при условии уведомления контрагента не менее чем за 30 календарных дней до даты изменения;
- разрешить списание штрафов со счетов продавцов маркетплейсов и операторов ПВЗ только с их письменного согласия и при условии направления мотивированного уведомления о наложении штрафа;
- разрешить маркетплейсам блокировать личные кабинеты продавцов и операторов ПВЗ только в случае неправомерного доступа к ним третьих лиц;
- ограничить право маркетплейсов с выручкой более 150 млрд рублей за последний год использовать свои платформы для самостоятельной продажи определенных товаров: это будет допустимо только в случае, если на этом конкретном маркетплейсе нет других продавцов такого товара;
- ужесточить ответственность маркетплейсов за предоставление потребителям недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), убрав имеющиеся исключения;
- предоставить потребителю право при наличии в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, предъявлять к маркетплейсу такие же требования, что и к продавцу.
Какие будут последствия?
Предлагаемые нововведения изменяют схему взаимодействия маркетплейсов с партнерами и потребителями, однако стоит признать, что пока Законопроект выглядит недоработанным и может привести к негативным последствиям для рынка:
- из Законопроекта не вполне ясно, как именно будет работать запрет на изменение условий договора чаще раза в год, если договор заключен на срок меньше года. Так, после истечения срока действия договора маркетплейсы смогут предлагать дальнейшее сотрудничество по новым договорам с уже иными условиями;
- не урегулирован вопрос прекращения договоров, поэтому маркетплейс будет вправе предусмотреть возможность отказаться от исполнения договора, если контрагент отказывается от изменения его условий;
- предусмотренная возможность блокировки личных кабинетов продавцов и операторов ПВЗ только в случае неправомерного доступа третьих лиц не позволит заблокировать кабинеты при их неправомерном использовании самими владельцами;
- запрет взимания штрафов без согласия партнера существенно увеличит издержки на их взыскание, а также увеличит нагрузку на судебную систему;
- ограничение права крупных маркетплейсов самостоятельно продавать товары может привести к существенному снижению инвестиций в их развитие. Более реалистичным видится установление возможности привлечения владельца маркетплейса к ответственности, если он злоупотребляет своим положением на своем же маркетплейсе;
- возложение на маркетплейсы дополнительной обязанности по перепроверке информации, предоставленной самими продавцами, не сможет эффективно защитить потребителя, когда продавец продает товар напрямую со своего склада, поскольку маркетплейсы физически не смогут гарантировать соответствие такого товара информации, размещенной на маркетплейсе;
- с учетом предлагаемого ограничения права маркетплейсов самостоятельно продавать товары, возложение на них новых обязанностей, аналогичных обязанностям продавца товара, является противоречивым, поскольку для их исполнения маркетплейсы должны иметь собственные запасы, например для замены бракованного товара на товар надлежащего качества.
Таким образом, на данный момент предлагаемые Законопроектом положения не только не устраняют существующие проблемы, но и создают ряд новых. Остается надеяться, что Законопроект будет доработан в ходе его предстоящего рассмотрения Госдумой.
Данный обзор подготовил юрист практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Виктор Калужский.
[1] Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон «О защите прав потребителей»).