Обзоры законодательства
Маркетплейсы и агрегаторы: пятый антимонопольный пакет нужен?
- Авторы: Антонина Шишанова, Денис Кислица
- Услуги: Интеллектуальная собственность, Антимонопольное законодательство
- Дата: 03.08.2023
Работа над пятым антимонопольным пакетом продолжалась не менее пяти лет. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) еще в 2018 году впервые опубликовала законопроект для общественных обсуждений. Служба отмечала, что интенсивное развитие информационных технологий приводит к созданию «опережающих» антиконкурентных практик.
После многолетних обсуждений, видоизменений и правок, законопроект был окончательно доработан и подписан Президентом 10 июля 2023 года. Изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – «Закон») вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Юристы Capital Legal Services выяснили, как пятый антимонопольный пакет повлияет на бизнес.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬ ОБЪЯСНИЛ, ЧТО ТАКОЕ СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ
Главным образом с изменениями столкнутся владельцы крупнейших маркетплейсов и агрегаторов, сопровождающих сделки купли-продажи между продавцами и покупателями (конечными потребителями) в сети Интернет.
Новелла вводит понятие «сетевых эффектов» – это свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы, в рамках которой обращаются товары и услуги, изменяется в зависимости от количества пользователей такой платформы. Иными словами, чем больше продавцов и покупателей пользуются цифровой платформой, тем выше ее ценность для всех.
Соответственно, напрашивается очевидный вывод, что маркетплейсы и онлайн-площадки, при помощи которых ежесекундно совершаются сделки, имеют сетевой эффект – их ценность напрямую зависит от количества пользователей. Так, если покупатели перестанут использовать какую-либо цифровую платформу для совершения покупок, то ценность данной цифровой платформы резко упадет, а вместе с ней упадет ее популярность и доходность.
2. УСТАНОВЛЕН ЗАПРЕТ НА МОНОПОЛИЮ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ
В законе появляется новый состав злоупотребления доминирующим положением[1].
Запрещается осуществление монополистической деятельности лицом, владеющим цифровой платформой, при наличии в совокупности следующих условий:
- Сетевой эффект дает владельцу цифровой платформы возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара и (или) препятствовать доступу на товарный рынок другим компаниям (данное обстоятельство устанавливается при проведении анализа состояния конкуренции);
- Доля сделок, совершаемых при помощи цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок на соответствующем товарном рынке;
- Выручка владельца цифровой платформы за последний год превышает 2 миллиарда рублей.
В частности, таким маркетплейсам запрещается устанавливать монопольно высокую или низкую цену товара, навязывать контрагенту невыгодные условия договора, устанавливать различные цены на один и тот же товар без экономического обоснования, создавать препятствия доступу на товарный рынок другим компаниям и иное[2].
В случае нарушения запрета будут применяться общие положения КоАП РФ об ответственности за злоупотребление доминирующим положением: наложение административного штрафа до одного миллиона рублей или оборотного штрафа, если действия монополиста привели к ограничению или устранению конкуренции[3].
3. ВВЕДЕНЫ НОВЫЕ ПРАВИЛА АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
Напоминаем, что при проведении анализа состояния конкуренции антимонопольный орган определяет наличие на конкретном товарном рынке организации-монополиста, а также выявляет иные случаи ограничения конкуренции, при их наличии.
Закон дополняется новыми правилами анализа состояния конкуренции на товарном рынке, на котором сделки совершаются при помощи цифровой платформы. При проведении такого анализа антимонопольный орган должен оценить:
- Наличие сетевых эффектов;
- Возможность владельца цифровой платформы оказывать решающее влияние на условия обращения товара и (или) препятствовать доступу на товарный рынок другим компаниям.
Выявление указанных признаков необходимо для привлечения к ответственности по новой статье о запрете на монополию цифровых платформ[4].
4. УСИЛЕН АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СДЕЛОК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ (M&A)
Ранее не требовали предварительного согласия антимонопольного органа сделки, по которым суммарная стоимость активов объекта экономической концентрации (и его группы лиц) не превышала 800 млн. рублей.
Новелла расширяет данный критерий, уточняя, что даже если суммарная стоимость активов объекта экономической концентрации (и его группы лиц) не превышает 800 млн. рублей, но цена сделки превышает 7 миллиардов рублей, то такая сделка будет требовать получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Кроме того, антимонопольный орган с 1 сентября 2023 года будет размещать на своем официальном сайте помимо сведений о поступившем ходатайстве также и сведения об участниках и о предмете сделки, заявленных в ходатайстве (разумеется, за исключением персональных данных физических лиц).
5. ПРОДЛЕН СРОК РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВА
Стандартно рассмотрение ходатайства об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю, занимает 30 дней с возможностью продления еще на 2 месяца.
В новой редакции закона предусматривается, что если подконтрольные сделки или действия осуществляются на трансграничном рынке или оказывают на него влияние, то антимонопольный орган с согласия Правительства РФ может продлить срок рассмотрения ходатайства на срок до 3 лет.
Высказываются обоснованные опасения о том, что продление рассмотрения ходатайства на столь длительный срок может привести к тому, что интерес заявителей в осуществлении той или иной сделки пропадет. Однако компаниям, чья деятельность не затрагивает трансграничные рынки, беспокоиться не о чем. Кроме того, данное решение антимонопольный орган не принимает без одобрения со стороны Правительства РФ, что минимизирует обозначенные опасения.
6. РАСШИРЕНО ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ
Кроме того, закон будет дополнен новыми положениями об экспертизе, которая может быть проведена при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки или иного действия, подлежащих государственному контролю, а также при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства[5].
Закрепляется, что эксперт может назначаться как по инициативе антимонопольного органа, так и по ходатайству иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Привлеченный эксперт должен обладать специальными знаниями, быть независимым и беспристрастным, заявители вправе заявлять отвод эксперту. Расходы на оплату эксперта могут быть возложены на лиц, участвующих в деле, только по их письменному согласию.
Данный обзор подготовили советник корпоративной практики Capital Legal Services Денис Кислица, старший юрист практики интеллектуальной собственности Антонина Шишанова и помощник юриста Марина Прыгунова.
[1] Ст. 10.1 ФЗ «О защите конкуренции»
[2] Ст. 10.1 ФЗ «О защите конкуренции»
[3] Ст. 14.31 КоАП РФ
[4] Ст. 10.1 ФЗ «О защите конкуренции»
[5] Ст. 9.2 ФЗ «О защите конкуренции»