Обзоры законодательства
Расширение перечня офшорных юрисдикций
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 22.06.2023
15.06.2023 был опубликован приказ Минфина РФ, согласно которому в Перечень офшорных зон, утверждаемый во исполнение пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (далее – «Перечень») включено 51 государство из списка «недружественных юрисдикций».
С учетом того, что юрисдикции, включенные в Перечень, не предполагают ни отсутствие налогообложения, ни повышенную конфиденциальность, изменение Перечня является политической «зеркальной мерой» в ответ на включение России в «черный список ЕС», о чем мы писали ранее.
Увы, расширение перечня – мера, которая не призвана облегчить жизнь бизнесу, и в дополнение к имеющимся трудностям с налаживанием связей, структурированием поставок и логистикой такая мера для многих приведет к росту совокупной налоговой нагрузки.
В частности, включение «недружественных» юрисдикций в Перечень повлечет следующие последствия:
1. Признание крупных сделок с «офшорами» контролируемыми
Сделки с независимым лицом, зарегистрированным в юрисдикции из Перечня, признаются контролируемыми сделками, если общая сумма доходов по сделкам с одним лицом превышает 120 млн руб. за год.
Таким образом, в рамках обычной деятельности (например, закупка товаров у контрагентов из ЕС или продажа им товаров), при превышении суммового порога необходимо будет уже в 2024 году подавать уведомление о контролируемых сделках, а также по запросу налоговой предоставить документацию о трансфертном ценообразовании и подтвердить рыночный уровень цен.
2. Неприменимость ряда льгот в связи с участием в иностранных компаниях
Российским налогоплательщикам – участникам офшорных компаний не будут доступен ряд освобождений от налога на прибыль и НДФЛ:
- дивиденды, получаемые от офшорной компании, облагаются в РФ налогом на прибыль по ставке 13% вне зависимости от доли участия и срока владения[1];
- льготы, связанные с безмоздмездной передачей активов от дочерней копмании в пользу материнской[2];
- российские организации и физические лица не смогут применять освобождение от налогообложения в отношении дохода от продажи долей (акций) офшорных компаний, которыми они владеют более 5 лет[3].
3. Неприменимость ряда льгот при налогообложении КИК
Резиденты РФ (организации и физические лица), участвующие в КИК из «недружественных» юрисдикций, включенных в Перечень, не смогут применять:
- освобождение от налогообложения прибыли активной холдинговой или субхолдинговой КИК[4];
- корректировку облагаемой прибыли КИК в связи с невозможностью распределения прибыли в результате санкций[5].
Кроме того, компаниям, зарегистрированным в государствах из Перечня, недоступна регистрация в ЕИС в качестве участника госзакупок. Однако, есои компания из ЕС уже имеет действующую регистрацию в ЕИС, предполагается, что она будет иметь возможность участия в закупках, если соответсвтующая юрисдикция не будет включена в перечень оффшорных юрисдикций, устанавливаемый Бюджетным кодексом РФ, который применятеся в сфере регулирования данных правоотношений.
Обновленный Перечень вступает в силу уже с 01.07.2023 года, и является очередной предпосылкой для пересмотра бизнес-структур, построенных через компании в «недружественных» государствах, и поворота на восток.
Мы будем рады помочь с оценкой и разработкой бизнес-структуры, учитывающей текущие ограничения в отношении «недружественных» государств и условия ведения бизнеса в восточных юрисдикциях, таких как Гонконг или материковый Китай.
Данный обзор подготовили управляющий юрист налоговой практики Capital Legal Services Екатерина Смоловая и помощник юриста Анна Метляхина.