Публикации
Спалят всех
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуги: Интеллектуальная собственность, Санкционный комплаенс
- Дата: 01.09.2022
После постановления Правительства РФ об ответственности с 1 марта 2023 г. электронных площадок за распространение контрафактной и немаркированной продукции ведущие игроки e-commerce (Wildberries, Яндекс Маркет и Ozon) заявили о создании единой информационной системы с обязательным помещением данных об инцидентах с нелегальными товарами, их участниках и подтверждающих документов. Однако на фоне усиливающегося санкционного давления, параллельного импорта, коллапса в логистике и дефицита инициатива выглядит странной, нерабочей и популистской.
Юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова поделилась мнением с редакцией издания CRE (Commercial Real Estate).
Проект ведущих онлайн-платформ выглядит очень здорово и кажется, что мог бы быть отличным решением. Однако при ближайшем рассмотрении появляется стойкое ощущение, что инициатива выглядит позитивной только на словах. Работа по сбору информации о лицах, которые ввозят контрафакт, будет очень кропотливой, и мы уже видим множество бюрократических барьеров, которые будут мешать эту информацию получить.
Помимо этого, не совсем ясно, на основании каких фактов платформы будут принимать решение о признании того или иного товара контрафактным, и не приведет ли это к тому, что в такую систему могут попасть поставщики, ввозившие оригинальную продукцию и чья деловая репутация может серьезно пострадать. Неясно, будет ли существовать механизм по оспариванию внесения информации о поставщиках в систему, и насколько удобным он окажется.
Говорить сейчас о том, что система «точно нерабочая», наверное, не стоит, но понадобится много времени для того, чтобы она смогла начать полноценно функционировать. То, каким образом маркетплейсы будут принимать решение, является ли товар контрафактным, пока, повторюсь, вызывает множество вопросов.
Теоретически такое включение может осуществляться на основании судебного решения, письма из таможни или по просьбе правообладателя. В последнем случае вполне закономерно возникает вопрос: а каким образом маркетплейсы будут проверять информацию, полученную от правообладателя? Например, если таможня обнаруживает на границе товар, который может быть потенциально контрафактным, она направляет правообладателю запрос с уточнением информации о контрафактности товара. После получения ответа правообладателя таможня инициирует возбуждение административного производства, в ходе которого привлекаются эксперты для установления факта принадлежности товара к категории контрафакта. Тем не менее суд, который будет рассматривать дело, может не согласиться с выводами указанной экспертизы, и таким образом получается, что именно суд принимает финальное решение.
В случае если маркетплейсы будут принимать решение о включении информации о контрафактном товаре просто на основании сообщения правообладателя, существует риск «наткнуться» на недобросовестных правообладателей. Кроме того, маркетплейсы должны будут еще обеспечить тщательную проверку информации о самих правообладателях – действительно ли этот правообладатель обладает исключительными правами на товарные знаки или результаты интеллектуальной деятельности.
С полным текстом материала можно ознакомиться на сайте CRE по этой ссылке.