Обзоры законодательства
Светлое IT-будущее с новой дорожной картой
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 21.09.2021
В то время как налоги для одних отраслей экономики неминуемо повышаются, создается впечатление, что отечественная IT-отрасль оказалась на пороге своей «золотой поры».
Всем известно, что IT играет большую роль в нашей жизни, мировой экономике и политике, и даже в неоднозначные коронавирусные времена это – одна из главных отраслей (наравне разве что с медициной).
Остается лишь порадоваться, что наше государство осознает важную роль IT-индустрии и продолжает поддерживать начатый в прошлом году курс на реализацию мер ее поддержки. Так, на прошлой неделе произошло долгожданное событие – опубликована дорожная карта, содержащая предполагаемый пакет мер поддержки отечественной IT-отрасли.
Меры касаются различных сфер — от IT в образовании и медицине до игровой индустрии и больших данных. И по традиции без внимания законодателя не остались инициативы в сфере налогообложения.
Из самых заметных инициатив можно выделить:
- Возможность ускоренной амортизации (коэффициент 3 для нормы амортизации) для приобретаемых отечественных программно-аппаратных комплексов (далее – «ПАК»).
- Возможность применения инвестиционного налогового вычета по расходам на внедрение отечественного программного обеспечения (далее – «ПО») и ПАК.
- Возможность применения повышающего коэффициента 1,5 для целей учета расходов на внедрение ПО и ПАК.
- Для игровой индустрии предлагается антильгота – расходы на рекламу на иностранных интернет-площадках не будут учтены как расходы по налогу на прибыль. Мы знаем, что рекламные расходы всегда были камнем преткновения российского бизнеса. Однако кажется, что данная мера явно направлена на снижение активности на иностранных интернет-площадках, что по всей видимости должно способствовать увеличению интереса к российским сервисам и предотвращать уход рекламных бюджетов за рубеж. Между тем, авторы инициативы не указывают, как данная мера будет способствовать мировой экспансии отечественных видеоигр без рекламы на популярных зарубежных сервисах, учитывая, что охват пользователей на иностранных площадках значительно шире, чем на российских. Представляется, что данное положение может вызвать немало вопросов у бизнес-сообщества.
- В документе отдельно отмечается создание условий для беспрепятственного использования мер налогового стимулирования и поддержки IТ-отрасли. В качестве ожидаемого результата реализации данной меры указаны разъяснения Минфина и ФНС России.
Конечно, нельзя не порадоваться, что разъяснениям контролирующих органов отводится особая роль. Правда хотелось бы, чтобы приоритетом законодателя было именно совершенствование законодательной техники и проработка нормативных актов для уменьшения количества противоречивых интерпретаций и толкований, чтобы в последующем не было нужды восполнять пробелы с помощью разъяснений.
Пример налогового маневра в IT, поспешно введенного в 2020 году после послания Президента, показал, что недостаточная проработанность положений закона существенно препятствует эффективному применению налогоплательщиками преимуществ и льгот, на которые был направлен маневр. Это повлекло большое количество разъяснений Минфина и ФНС, а также создание Министерством цифрового развития рабочей группы с представителями бизнеса для разъяснения положений закона.
Как мы отметили выше, анализируемый документ содержит большое количество мер, которые предполагают не только внесение изменений в какие-либо законодательные акты, но также определяют некие ключевые направления деятельности государственных органов в целях содействия развитию отрасли.
Насколько можно судить по налоговым предложениям, основные изменения коснутся налога на прибыль организаций и будут полезны не только IT-компаниям, но и потребителям IT-продуктов. В отличие от налогового маневра, который был адресован разработчикам ПО, второй пакет скорее направлен на регулирование и стимулирование спроса на отечественные разработки. Все налоговые преференции связаны с наличием продукта в реестрах отечественного ПО и отечественной радиоэлектронной продукции – так законодатель продолжает курс на поддержку российского IT с помощью предоставления дополнительных льгот в сравнении с зарубежными продуктами.
Как говорится, да не оскудеет рука дающего, и все благие намерения безусловно достойны всяческой похвалы.
Однако некоторое беспокойство вызывает то, что меры поддержки для одних могут негативно повлиять на инвестиционный потенциал других. Так например, с точки зрения налоговых предложений такой мерой является отказ учета расходов на рекламу на иностранных интернет-площадках.
Кроме того, документ содержит разнообразный перечень так называемых мер «по повышению конкурентоспособности» отечественных ПО и ПАК, которые по сути напоминают истинно отеческое наставление покупать «у своих». В случае реализации такого подхода, эти меры могут создать значительные препятствия для выхода на отечественный IT-рынок иностранных продуктов, что в длительной перспективе может сыграть не в пользу нашей страны.
Предполагаемый срок реализации инициатив по внесению изменений в Налоговый Кодекс РФ – ноябрь 2021 года. Это значит, что принятие федерального закона планируется практически сразу после начала работы нового созыва Государственной Думы.
Будут ли приняты все из предложенных мер, и как это скажется на развитии российского IT, покажет время, а мы продолжим следить за реализацией дорожной карты и обязательно будем держать вас в курсе обновлений.
Данный обзор подготовили старший юрист налоговой практики Capital Legal Servives Екатерина Смоловая и помощник юриста Вячеслав Желеску.