Обзоры законодательства
Стал известен порядок принудительного лицензирования изобретений для производства в России лекарственных средств для целей экспорта
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуги: Интеллектуальная собственность, Санкционный комплаенс
- Дата: 02.06.2022
Федеральным законом от 11.06.2021 №212-ФЗ часть четвертая ГК РФ была дополнена ст. 1360.1 ГК РФ, позволяющей Правительству РФ принимать решения об использовании изобретения для производства на территории Российской Федерации лекарственного средства в целях его экспорта без согласия патентообладателя, но с его уведомлением и выплатой соразмерной компенсации (еще один вид так называемых «принудительных лицензий»).
Ранее эта статья не применялась, поскольку Правительством РФ не был разработан документ, содержащий основания принятия указанного решения, а также порядок уведомления правообладателя и расчета компенсации. И вот спустя почти год Правительство РФ подготовило Постановление от 25.05.2022 №947, которое регулирует данные вопросы, тем самым позволяя применять ст. 1360.1 ГК РФ.
Из текста постановления можно сделать следующие выводы:
Условия принятия решения
Принятие Правительством РФ решения о выдаче принудительной лицензии на изобретение для производства лекарственных средств для экспорта возможно только при полном соблюдении следующих условий:
- обращение страны – участницы ВТО (или региональных организаций) в Совет по торговым аспектам по интеллектуальной собственности с запросом на применение ст. 31 Соглашения ТРИПС, позволяющей осуществлять принудительное лицензирование для целей экспорта;
- обращение таких лиц в Правительство РФ с запросом о возможности производства на территории РФ необходимого лекарственного средства с указанием объемов, сроков поставки и страны, в которую планируется осуществлять экспорт;
- наличие возможности производства такого лекарственного средства, с учетом объемов и сроков, указанных в запросе;
- невозможность получения у правообладателя лицензии на использование изобретения на разумных коммерческих условиях (не применяется в случае чрезвычайной ситуации или некоммерческого использования государством);
- наличие соглашения между лицом, испрашивающим разрешение на принудительное лицензирование с компаниями из России, готовыми осуществить производство требуемого лекарственного средства.
С учетом указанных требований Правительство РФ не может выдавать указанные принудительные лицензии по своей собственной инициативе – для этого должны быть существенные основания.
Содержание решения, срок действия, уведомление правообладателей
При наличии вышеуказанных оснований дальнейшие действия будут выглядеть так:
- Правительство РФ получает заключения от Минэкономразвития и Минпромторга о возможности выдачи принудительной лицензии.
- После получения заключений Правительство РФ уведомляет лицо, направившее запрос на принудительное лицензирование, о возможности или невозможности производства требуемого лекарственного средства в России.
- После заключения указанного договора Правительство РФ принимает решение о лицензировании, которое должно содержать информацию о причинах его принятия, патентах на изобретение, лицах, которые будут вправе их использовать, а также разрешенном объеме производства и сроках действия такого решения.
- Указанное решение может быть прекращено в связи со сроком его истечения, изменением условий, послуживших основанием для его принятия, или на основании решения суда. Так, правообладатель, чье изобретение стало предметом принудительной лицензии, будет вправе оспорить соответствующее решение Правительства РФ в судебном порядке, что дает возможность оспаривания необоснованных решений Правительства РФ.
- В срок не позднее 30 дней с момента вступления в силу решения правообладатель должен быть уведомлен об этом письмом Роспатента, направленным по адресу, указанному в Открытом реестре Роспатента (или иными способами, позволяющими зафиксировать факт уведомления).
Расчет и выплата компенсации, вопросы прекращения действия патента
Размер компенсации, подлежащей выплате правообладателям, составит головокружительные 0,5% от всей стоимости товара, произведенного на территории России по принудительной лицензии, при этом указанные проценты будут рассчитаны от той стоимости, по которой осуществляется поставка лекарственного средства в пользу лица, подавшего заявление о выдаче принудительной лицензии.
Особенно примечателен порядок оплаты данной компенсации – на выбор компании-производителя предоставляется возможность поместить указанную компенсацию на банковском счете в виде безотзывного подтверждённого аккредитива сроком на три года, или же направить правообладателю оферту о заключении соглашения о выплате компенсации. Если правообладатель будет хранить молчание и не среагирует на отправленную оферту в течение трех лет, указанное обязательство также будет считаться исполненным.
Также следует отметить, что в Постановлении Правительства РФ упоминается ряд положений, касающихся срока действия патентов: в том случае, если срок действия патента на территории Российской Федерации истек, то такие патенты могут быть использованы без уведомления правообладателя и выплаты ему компенсации.
Тем не менее, в Постановлении не раскрывается вопрос о необходимости выплаты компенсации правообладателю такого патента, который действовал на момент принятия решения о принудительном лицензировании, однако затем прекратил свое действие – исходя из текста Постановления, даже в таком случае правообладатель не должен получить компенсацию, однако это не совсем верно, поскольку вплоть до последнего дня действия патента правообладатель может извлекать из него прибыль, в связи с чем такое ограничение его права на компенсацию явно противоречит его интересам.
Еще такое же не совсем выгодное положение касается правообладателей патентов на изобретения, которые не действовали на момент решения о принудительном лицензировании, однако затем их действие было восстановлено – в таком случае выплата компенсации также не предполагается.
С учетом проанализированного текста Постановления Правительства РФ, можно отметить следующие его особенности:
- Указанное постановление разрешает лицензирование только патентов на изобретения, связанных с производством лекарственных средств для целей экспорта.
- Для выдачи принудительной лицензии требуется соблюдение ряда существенных условий, в том числе обращение страны, желающей получить лекарственное средство, в орган ВТО, а также невыдача правообладателем лицензии на использование изобретения на коммерчески приемлемых условиях.
- Объем использования, разрешенный по принудительной лицензии, является ограниченным, а лекарственные средства, произведенные для целей экспорта, должны будут иметь специальную маркировку.
- Вне зависимости от страны происхождения правообладателя ему положена компенсация в размере 0,5% от стоимости лекарств, произведенных по принудительной лицензии.
- Решения о выдаче принудительной лицензии или отказ от выплаты компенсации могут быть оспорены в судебном порядке.
Данный обзор подготовили юристы практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова и Виктор Калужский.