Обзоры законодательства
Изменение законодательства о ГЧП в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров общественным транспортом
- Автор: Павел Карпунин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 06.05.2022
01 мая 2022 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 01.05.2022 № 126 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование порядка заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (далее – «КС/СГЧП») в отношении объектов транспортной инфраструктуры.
Законом определен объект КС/СГЧП в сфере транспорта как объекты транспортной инфраструктуры, а также технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования (то есть в состав объекта включен подвижной состав).
Предусматривается, что в качестве самостоятельной стороны КС/СГЧП, заключаемого с муниципальным образованием, может выступать субъект РФ, в границах территории которого находится или будет находиться имущество, передаваемое инвестору по КС/СГЧП. Это возможно в следующих случаях:
- если реализация КС/СГЧП осуществляется за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету указанного субъекта РФ/из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования; и (или)
- если КС/СГЧП предусматривает выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, оказание услуг по регулируемым тарифам, установленным указанным субъектом РФ.
Новеллой данного закона являются положения, предусматривающие, что в данных случаях субъект РФ может также выступать в качестве самостоятельной стороны по прямому соглашению и осуществлять контроль за исполнением муниципальных КС/СГЧП. Это должно позволить субъекту РФ не только участвовать в предоставлении федерального и регионального софинансирования для реализации проекта на муниципальном уровне, но также и брать на себя обязательства по установлению и поддержанию в силе тарифных гарантий для инвестора.
Также вносятся изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- для городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), электробусов установлена возможность осуществления регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам на основании заключенного КС/СГЧП – при условии, что это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения;
- размер регулируемого тарифа на перевозки по маршрутам регулярных перевозок с использованием объектов КС/СГЧП не может превышать максимальный размер такого тарифа, установленного в муниципальном образовании или субъекте РФ (для перевозок по межмуниципальным маршрутам).
Помимо прочего, дополнен перечень существенных условий КС в отношении объектов транспортной инфраструктуры – к их числу отнесены этапы исполнения условий КС с указанием результатов их исполнения. По окончании сроков исполнения каждого этапа концедент осуществляет контроль результатов соблюдения условий КС.
Закон опубликован и вступает в силу 12 мая 2022 года.
Данный обзор подготовили партнер, руководтель практики ГЧП и проектного финансирования Capital Legal Services Павел Карпунин и юрист практики Полина Волегова.