Обзоры законодательства
Изменения по налогу на прибыль: чего ожидать?
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 10.06.2024
На прошлой неделе Правительством РФ в Государственную думу РФ был внесен для рассмотрения и последующего принятия законопроект (далее также – «поправки»), предлагающий существенно реформировать налоговое законодательство РФ с 1 января 2025 года.
Нынешний пакет поправок можно без преувеличения назвать «чемоданчиком», в связи с чем предлагаем рассматривать его содержимое по частям, и сегодня начнем с корпоративного налогообложения и налога на прибыль, изменения в котором коснутся наибольшего числа налогоплательщиков.
i. Повышение налоговой ставки
Новость о повышении ставки налога на прибыль с 20% до 25% не могла пройти незамеченной. При этом и эффект от этого нововведения ожидается вполне однозначный: увеличение доходов бюджета и увеличение расходов бизнеса. Между тем на данный момент нововведение вызывает наименьшее количество споров и возражений, так, например, и РСПП, и бизнес в ходе обсуждений в ГД поддержали поправки в этой части (в отличие, например, от НДФЛ).
Аналогичному увеличению также подлежит ставка по налогу на прибыль у источника выплаты в пользу иностранных организаций в отношении отдельных доходов, к которым ранее применялась общая ставка в 20% - например, доходы от продажи российской недвижимости и акций (долей) компаний, которые ею владеют. Увеличение налоговых ставок по доходам, к которым применялись иные ставки, пока не планируется.
При этом разница от увеличения ставки будет подлежать зачислению в федеральный бюджет, в связи с чем регионам не стоит ждать дополнительных поступлений в свой бюджет.
Кроме того, стоит отметить, что планируется изменить налоговую ставку на прибыль для IT‑компаний в размере 5% на период с 2025 по 2027 годы. На данный момент предполагается, что условия для применения льготной ставки для них пока что останутся прежними.
ii. Льготный порядок учета инвестиций
Вместе с повышением налоговой ставки законопроект предусматривает введение и доработку дополнительных правовых механизмов, которые позволят снизить налоговую нагрузку для бизнеса, осуществляющего инвестиции в российскую экономику (в нематериальные активы, основные средства и пр.). В частности, предлагаются следующие изменения:
- Увеличение с 1,5 до 2 единиц коэффициента, который применяется при учете расходов на приобретение и создание зарегистрированного ПО и БД в сфере искусственного интеллекта (AI), объектов из реестра радиоэлектронной продукции, также связанных с AI, а также объектов, включенных в перечень российского высокотехнологичного оборудования.
- Введение новой статьи 286.2 НК РФ и конструкции федерального инвестиционного налогового вычета, который позволит налогоплательщикам уменьшить сумму налога на прибыль в части, перечисляемой в федеральный бюджет.
Так, у налогоплательщиков, которые будут соответствовать определенным критериям, останется возможность уплачивать налог на прибыль по прежней ставке в 20% в период
с 2025 по 2030 годы.
В то же время, в настоящий момент поправки не содержат категории налогоплательщиков, которые могут применять новый вычет, а также не названы категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым он может быть применен. Таким образом, ключевые параметры фактически пока неизвестны. Установление этих показателей планируется на уровне подзаконных актов в отдельном Постановлении Правительства РФ – как отметили на ПМЭФ представители власти, будет выбран путь расставления приоритетов и выделения отдельных видов инвестиций.
При этом, уже установлены ограничения для применения такого вычета. Он не сможет составлять более 50% от суммы расходов, формирующих основную стоимость основных средств и нематериальных активов. Предусмотрен также запрет на одновременное применение нового федерального вычета и других видов инвестиционных вычетов к одинаковым объектам основных средств и нематериальных активов.
С учетом позиций, высказанных на «налоговой» сессии ПМЭФ, в рамках рассмотрения законопроекта в Государственной Думе планируются изменения к текущей версии законопроекта, а также дополнительные поправки, которые не были подготовлены на момент внесения законопроекта.
Мы полагаем, что при принятии изменений повышение налоговой нагрузки затронет каждого плательщика налога на прибыль, но воспользоваться дополнительными льготами, связанными с инвестициями, смогут далеко не все. Наша команда продолжит следить за изменениями и далее расскажет о планируемых поправках в отношении других налогов.
Данный обзор подготовила команда налоговой практики CLS – руководитель практики Екатерина Смоловая, юрист Анастасия Локотко, юрист Анна Сотникова и помощник юриста Светлана Горовцова.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.