Обзоры законодательства
За немаркировку интернет-рекламы начнут штрафовать: в Госдуму внесен законопроект о штрафах за несоблюдений правил о маркировке интернет-рекламы до 700 тысяч рублей
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 19.04.2023
Соответствующий законопроект был внесен 14 апреля 2023 года в Государственную Думу.
Напомним, что с 1 сентября 2022 года вступили в силу масштабные поправки в Федеральный закон «О рекламе», которыми были введены процедуры контроля распространения любой Интернет-рекламы. В частности, теперь рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны передавать через специальных операторов рекламных данных (ОРД) всю информацию, относящуюся к рекламе, включая копии договоров и актов, а любая реклама в Интернете должна быть очевидным образом маркирована как «реклама» и ей должен быть присвоен особый идентификатор.
Несмотря на вступление закона в силу с 1 сентября 2022 года, рынок был не готов к применению новых правил в полном объеме и поэтому был введен определенный переходный период, в рамках которого не вводилась ответственность за нарушение правил маркировки Интернет-рекламы.
Переходный период подошел к своему окончанию, потому что 14 апреля 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект о внесении изменений в статью 14.3 КоАП РФ, в соответствии с которым вводится новый состав административной ответственности за следующие действия:
- распространение рекламы без идентификатора*;
- непредоставления в Роскомнадзор данных о рекламе, либо их несвоевременном предоставлении, либо предоставлении неполной, недостоверной, неактуальной информации;
- нарушения оператором рекламных данных (ОРД) своих законных обязанностей (например, непередача информации в Роскомнадзор, нарушение ОРД установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения и т.д.).
Размеры предлагаемых штрафов выглядят таким образом:
Законопроект пока не содержит информации о времени его вступлении в силу, однако уже сейчас всем рекламодателям, рекламораспространителям и операторам рекламных систем, кто создает рекламу в Интернете, стоит еще раз внимательно освежить в памяти новый закон и проверить все ли меры для его соблюдения применяются:
- Был ли выбран ОРД для сотрудничества и заключен ли с ним договор?
- Передаете ли Вы ОРД все необходимые сведения о рекламе, объекте рекламирования, а также договоры, связанные с процессом производства рекламы в Интернете и акты к ним?
- Маркируете ли Вы очевидным образом Интернет-рекламу как «рекламу» и указываете сведения о рекламодателе (эти правила распространяются и на блогеров, поэтому каждый рекламный пост в социальных сетях должен быть отмечен как «реклама»)?
- Для рекламодателей, рекламирующих свои собственные товары: проверили ли Вы рекламные договоры на предмет установления обязанностей рекламораспространителей/операторов рекламных систем передавать данные о рекламе ОРД?
ЧТО ТАКОЕ ИДЕНТИФИКАТОР РЕКЛАМЫ?
С 1 сентября 2022 года вступила в силу статья 18.1 Федерального закона «О рекламе», которая закрепила правила по размещению рекламы в Интернете. Перед тем как распространить Интернет-рекламу, отдельные категории рекламодателей, а также рекламораспространители и операторы рекламных систем, должны обратиться в специальную организацию - к оператору рекламных данных (ОРД). Операторов отбирает комиссия при Роскомнадзоре. ОРД присваивает рекламе идентификатор, чтобы обеспечить ее прослеживаемость. После получения идентификатора рекламу можно распространять.
Рекламный идентификатор представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в Интернете рекламы и учета информации о такой рекламе. Требования к содержанию и порядку присвоения идентификатора определены в Приказе Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191. Только после присвоения рекламе идентификатора можно начинать её распространение.
КАКИЕ ЕЩЁ ЕСТЬ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩАЕМОЙ В ИНТЕРНЕТЕ РЕКЛАМЕ?
Интернет-реклама должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя или на Интернет-страницу, которая содержит информацию о нем.
Подобные правила относятся и к распространению рекламы в мессенджерах. Например, как указывала ФАС, в случае если Telegram используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие Закона о рекламе и требует маркировки.
Ранее мы обсуждали соответствующие изменения в Закон «О рекламе» на нашем вебинаре.
Мы надеемся, что указанная информация будет полезной для Вас.
Данный обзор подготовилf старший юрист практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова.