Обзоры законодательства
Что нужно знать разработчику о российских магазинах приложений?
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 11.07.2022
В связи с удалением из Google Play и App Store ряда российских приложений, а также невозможностью осуществления платежей в указанных сервисах, в России стали появляться альтернативные магазины приложений, такие как NashStore и RuStore.
Попробуем разобраться, что нужно знать об альтернативных магазинах приложений с точки зрения правовых аспектов, которые могут быть интересны разработчику, желающему распространять свои приложения в этих магазинах.
RUSTORE
Магазин RuStore является совместным проектом Вконтакте и Минцифры. Хотя RuStore все еще находится в разработке, в третьем чтении уже был принят законопроект, по которому RuStore должен быть предустановлен на все мобильные устройства, произведенные для российского потребителя.
Правила пользования указанным магазином устанавливаются тремя документами: Пользовательским соглашением RuStore об использовании распространенных программных продуктов, Политикой конфиденциальности RuStore, а также Соглашением RuStore о распространении программных продуктов, которое регулирует взаимоотношения RuStore с разработчиками приложений.
Модель взаимодействия магазина, пользователей и разработчиков
Согласно положениям Пользовательского соглашения RuStore можно сделать вывод, что отношения между RuStore, пользователями и разработчиками строятся на модели лицензионного договора, при котором разработчик дает RuStore лицензию на включение своего приложения в сложный объект – RuStore. При этом,RuStore не берет на себя функции, связанные с передачей разработчикам вознаграждения за платные приложения, пользователи совершают такой платеж напрямую.
Подробное взаимодействие RuStore, пользователей и разработчиков описано на схеме 1.
схема 1.
Другими словами, RuStore берет на себя функции по загрузке приложений в магазин, в то время как разработчик берет на себя все вопросы, связанные с использованием приложения пользователями.
Взаимодействие разработчиков с RuStore: заключение договора, интеллектуальная собственность, ответственность RuStore
Работа с интеллектуальной собственностью строится следующим образом: RuStore получает лицензию на включение приложений разработчиков в RuStore, а также указывает, что весь контент, загруженный в RuStore, является объектом исключительных прав третьих лиц, в связи с чем они должны самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения.
В разделе об ответственности RuStore содержится большое количество положений, снимающих с RuStore любую ответственность в связи с приложениями, размещенными в нем: для уменьшения возможных убытков RuStore рекомендует использовать только лицензионное, в том числе антивирусное, программное обеспечение.
Таким образом, ответственность за любые недостатки в приложениях несут его разработчики при условии, если они не внесли аналогичные положения об ограничении своей ответственности в свои собственные соглашения, которые регулируют использование приложений потребителями.
Взаимодействие разработчиков с RuStore: финансовые условия, цена приложений
Соглашение RuStore о распространении программных продуктов указывает, что в RuStore допускаются и платные приложения, однако ответственность за обработку платежей, организацию процесса приема/возврата платежей, любые возможные споры относительно получения доступа и последующего использования приложений лежит на разработчике. Другими словами, в данном случае RuStore не выполняет функцию платежного посредника между пользователем и разработчиком, а оставляет данные полномочия за разработчиком.
В связи с тем, что RuStore снимает с себя вопросы, связанные с платными приложениями, можно утверждать, что разработчик вправе самостоятельно определять стоимость своих приложений, а также использовать любой порядок оплаты, который является наиболее приемлемым, начиная от единовременного платежа за приложение, заканчивая подписками и предоставлением определенного функционала приложения на платной основе.
Таким образом, изучив оферту RuStore, можно выявить следующие особенности:
- взаимодействие RuStore с разработчиком строится по модели лицензионного договора: RuStore лишь предоставляет пользователям сублицензию на загруженные приложения, в то время как разработчик берет на себя все остальные вопросы, связанные с взаимодействием с пользователями;
- по своей сути RuStore является информационным посредником между пользователем и разработчиком приложений, в связи с чем при нарушении разработчиком авторских прав третьих лиц, RuStore должен по требованию данных лиц удалить спорный контент;
- RuStore не регулирует вопросы, связанные с получением вознаграждения за платные приложения – каждый разработчик решает данные вопросы самостоятельно;
- RuStore не устанавливает ограничений по стоимости платных приложений в магазине, а также не имеет право каким-либо образом изменять их цену, назначенную разработчиком.
NASHSTORE
Первым российским магазином приложений стал NashStore. Сервис, разработанный АНО «Цифровые платформы», стал доступен 16 мая этого года.
На сайте NashStore размещено три документа, регулирующие взаимодействия с платформой: оферта для разработчиков электронных приложений, Пользовательское соглашение о пользовании электронной платформой NashStore и Политика конфиденциальности персональных данных Магазина приложений NashStore, которая регулирует взаимодействие с персональными данными пользователя.
Модель взаимодействия магазина, пользователей и разработчиков
Согласно документам, применяемым Nashstore, можно сделать вывод, что отношения между NashStore и разработчиками строятся по модели агентского договора, а между NashStore и непосредственно пользователями – на основе договора об оказании услуг.
Схематично взаимодействия между пользователем, NashStore и разработчиком представлены на схеме 2.
схема 2.
Интеллектуальная собственность, ответственность NashStore
После принятия оферты NashStore получает ряд прав, касающихся интеллектуальной собственности, в частности, может использовать товарные знаки, указанные в названии приложения, для целей его продвижения в самом магазине, а также как для рекламы приложения, так и приложения и NashStore совместно. Также разработчик дает право использовать свои товарные знаки, логотипы и фирменное наименование для размещения их в магазине.
Более того, NashStore оставляет за собой право обратиться к разработчику за компенсацией своих убытков, если к магазину будут предъявлены какие-либо требования, в том числе связанные с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Финансовые условия, цена приложений
По Оферте, в том случае, если приложение распространяется на платной основе, NashStore удерживает «вознаграждение за реализацию приложения от имени разработчика» в размере 12% от суммы платежа за такое приложение. Более того, NashStore может удержать из вознаграждения разработчика свои издержки.
Также важно отметить, что, в отличие от Google Play, NashStore не содержит ограничений на максимальную стоимость платного приложения, однако оставляет за собой «право отступать от указаний о цене продажи приложения без предварительного запроса об этом, а именно, применять скидки к цене, указанной разработчиком».
В связи с этим, полагаем, что неясная финансовая политика NashStore может оттолкнуть ряд разработчиков, которые заинтересованы в платной продаже своих приложений.
Ответственность сторон, порядок изменения Оферты
Данный раздел содержит стандартные положения, в частности, касающиеся того, что NashStore снимает с себя любую ответственность, связанную с размещенным в магазине контентом: при наличии каких-либо претензий ответственным за достоверность и безопасность загружаемых приложений будет сам разработчик.
Одной из ключевых особенностей оферты является возможность NashStore в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения в любые документы, регулирующие отношения с разработчиком, при этом оферта не предусматривает обязательного уведомления разработчика – таким уведомлением считается размещение новой редакции документов на сайте NashStore. Отказаться от применения правил в новой редакции можно только путем направления разработчиком запроса о расторжении договора в течение семи дней с даты «уведомления» – в противном случае разработчик автоматически соглашается с новыми изменениями.
Указанные положения, безусловно, ставят разработчика в невыгодное положение – магазин приложений в любое время может изменить «правила игры», в то время как разработчик будет лишен возможности оперативно отслеживать их появление на сайте. Более того, NashStore вправе в любое время без объяснения причин расторгнуть договор и приостановить доступ в личный кабинет, уведомив об этом разработчика по электронной почте.
Таким образом, изучив оферту NashStore, можно выявить следующие особенности:
- взаимодействие NashStore с разработчиком строится по агентской модели: NashStore действует от имени и за счет разработчика, за что удерживает свое вознаграждение (при продаже приложений);
- оферта не содержит детального описания прав на приложения, которые получает NashStore от разработчика, однако указывает, что разработчик дает право на использование своих товарных знаков, фирменного наименования и логотипа для рекламы и продвижения приложения и NashStore;
- при продаже приложений NashStore удерживает комиссию в размере 12%, при этом сверх указанной комиссии могут быть удержаны издержки, связанные с выполнением NashStore своих обязанностей;
- NashStore не устанавливает ограничений по стоимости платных приложений в магазине, однако вне зависимости от воли разработчика может предоставить скидку на них;
- NashStore может в одностороннем порядке вносить изменения в любые положения Оферты, в том числе касающиеся выплаты вознаграждения разработчику, при этом у NashStore нет обязанности уведомлять разработчиков об изменениях этого документа.
С учетом этого можно сделать вывод, что Оферта NashStore не является безупречной: возможность автоматического изменения условий договора, в том числе размера комиссий, создает риск того, что разработчик, разместивший свое приложение в данном магазине, не сможет получить каких-либо денежных средств от пользователей, решивших купить его продукт.
Данный обзор подготовили юристы практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова и Виктор Калужский.