Публикации
На пользу ли финансовым рынкам четвертый антимонопольный пакет?
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 26.11.2015
26 ноября 2015
Четвертым антимонопольным пакетом, который вступает в силу с 2016 г., изменена диспозиция ст. 10 закона о защите конкуренции. Исходя из новой редакции, недопустимым является злоупотребление доминирующим положением, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции, а также ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Предполагается, что внесение таких изменений позволит антимонопольному органу избавиться от так называемого «эффекта дачника» – случаев, когда физическое лицо, не осуществляющее предпринимательской деятельности, обращается в ФАС с жалобами на действия доминирующих хозяйствующих субъектов – например, на отказ присоединить к электрическим сетям. Теперь такие жалобы будут направляться в Роспотребнадзор.
Не малая часть подобных жалоб поступает в ФАС на действия финансовых и кредитных организаций, доминирующих на рынке банковских или страховых услуг. В основном это заявления о навязывании дополнительного добровольного страхования при выдаче кредитов и заключении договоров обязательного страхования, по поводу установления тарифов на оказание услуг или проведение расчетных операций, в связи с отказом от заключения договоров и проч.
Представляется, что в ряде случаев вступление в силу новой редакции ст. 10 закона о защите конкуренции кардинально не изменит позицию ФАС о возбуждении дел по жалобам физических лиц на финансовые организации. В качестве примера можно привести жалобы заемщиков на навязывание дополнительного добровольного страхования при выдаче кредитов. Обычно банки выдают кредиты по определенным программам. Эти программы не являются индивидуальными условиями кредитования и распространяются на неопределенный круг лиц. Если антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалобы одного физического лица будет установлено, что реализация такой программы приводит к навязыванию заемщикам дополнительного добровольного страхования, банк будет привлечен к ответственности. При этом, вероятнее всего, для установления факта ущемления интересов неопределенного круга потребителей ФАС будет использовать в том числе статистику кредитов, выданных с заключением договоров добровольного страхования и без таковых.
В любом случае, как будет формироваться правоприменительная практика, покажет время. Однако уже сейчас представляется, что подобные жалобы физических лиц будут рассматриваться антимонопольным органом не менее пристально, чем сейчас.
Ссылка на статью "Ведомости": https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/11/26/618581-antimonopolnii-paket
Ирина Акимова Советник, Руководитель Антимонопольной практики Москва iakimova@cls.ru |