Обзоры законодательства
В Санкт-Петербурге уточнен порядок предоставления земельных участков концессионерам и частным партнерам
- Автор: Юлия Антипова
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 18.02.2020
Принятый Порядок[1] уточняет вопросы взаимодействия исполнительных органов Санкт‑Петербурга по вопросам предоставления земельных участков по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП.
Устанавливается, что в целях принятия решения о предоставлении земельного участка концессионер (частный партнер) должен обратиться в Комитет по инвестициям Санкт‑Петербурга (далее – «КИ») с соответствующим заявлением. Далее КИ осуществляет проверку на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов путем направления запросов в профильные комитеты.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов КИ осуществляет подготовку постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка, а также обеспечивает его согласование на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов инвестиционной политики. Срок согласования проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка должен составить 13 дней. Далее проект вносится на рассмотрение Правительства.
Однако в случае, если в ходе проверки были выявлены основания для отказа в предоставлении земельного участка без торгов, КИ должен отказать концессионеру, частному партнеру в предоставлении земельного участка.
К числу оснований для отказа в заключении договора аренды[2], среди прочего, относятся несоответствие разрешенного использования земельного участка заявленным концессионером или частным партнером целям его использования, наличие на участке зданий, находящихся в государственной собственности, а также наличие у третьих лиц прав пользования испрашиваемым участком.
Как известно, все указанные обстоятельства не являются препятствиями для реализации проекта, поскольку могут быть урегулированы положениями соглашения, если будут выявлены на стадии обсуждения его условий. Тем не менее, интересно, что проверка оснований для отказа в предоставлении земельного участка осуществляется только после заключения соглашения.
Поскольку перспективы исполнения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП после отказа города предоставить необходимые земельные участки сомнительны, более целесообразно было бы проводить процедуру проверки имущественно-правового статуса земельного участка еще на стадии принятия решения о заключении концессионного соглашения или соглашения о ГЧП.
Тем не менее, чтобы избежать остановки проекта по причине неисполнения концедентом или публичным партнером обязанности предоставить необходимый земельный участок, мы рекомендуем учитывать данный риск при разработке соответствующих соглашений - например, при определении перечня особых обстоятельств, а также оснований для его расторжения.
Данный обзор подготовлен Управляющим юристом Capital Legal Services Юлией Антиповой и юристом Анной Гамбеевой.
[1] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2019 № 1026 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга» вступило в силу с 30.12.2019.
[2] Такие основания предусмотрены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.