Обзоры законодательства
Реклама медицинских услуг – быть или не быть?
- Услуги: Реклама / Маркетинг / Спонсорство, Здравоохранение и фармацевтика, Антимонопольное законодательство
- Дата: 07.02.2014
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки в часть 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»).
Указанные поправки вводят запрет на рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг и медицинских изделий за исключением рекламы: в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и рекламу, предназначенную для медицинских и фармацевтических работников в специализированных печатных изданиях.
В настоящее время часть 8 статьи 24 Закона о рекламе (ред. от 28.12.2013) устанавливает, что реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг (в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации), а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как:
- в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
- в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
При этом следует иметь в виду, что указанные выше запреты распространяются исключительно на медицинские услуги, перечень которых определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1664н (далее – «Номенклатура медицинских услуг»).
Следовательно, если рекламируемая медицинская услуга указана в Номенклатуре медицинских услуг, распространение такой рекламы возможно только в местах, установленных в Законе о рекламе. Данный подход подтверждается Разъяснениями Федеральной антимонопольной службы № АК/1193/14 от 20 января 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», ознакомиться с которыми можно на сайте ФАС России, пройдя по ссылке: http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30444.html
Вместе с тем, вступившие в силу изменения вызвали множество критических замечаний у экспертов фарминдустрии. В связи с этим Минздрав России выступил с инициативой разработки новых поправок к действующей редакции закона, ссылаясь на то, что введённые запреты могут снизить доступность информации о медицинских услугах для населения, а также затронуть интересы коммерческих клиник.
Таким образом, очевидно, что эффект от введения в Закон о рекламе новых ограничений не был до конца изучен, и, возможно, в ближайшее время данная норма вновь будет пересмотрена.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Наталье Россихиной в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Ирина Акимова Москва |
Наталья Россихина Москва
|