Обзоры законодательства
Реклама финансовых услуг. Дополнительные разъяснения ФАС
- Услуги: Реклама / Маркетинг / Спонсорство, Антимонопольное законодательство
- Дата: 12.08.2014
Как мы писали ранее, 22 июня 2014 года вступили в силу изменения в статью 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О Рекламе» (далее – «Закон о рекламе»).
В сферу регулирования статьи 28 Закона о рекламе была включена реклама займа.
Так, согласно новой редакции пункта 3 указанной статьи, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».
По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены:
- сумма потребительского кредита (займа);
- срок действия договора потребительского кредита (займа);
- срок возврата потребительского кредита (займа);
- валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);
- процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.
Кроме того, статья 28 Закона о рекламе дополнена частью 13, в соответствии с которой реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Стоит отметить, что внесенные в статью 28 Закона о рекламе изменения вызвали у представителей бизнеса множество вопросов, связанных с применением данных поправок.
Обеспокоенность компаний была вызвана тем, что внесенные поправки распространяют свое действие не только на рекламу займа, но и на рекламу услуг по предоставлению потребительских кредитов.
Именно поэтому в своем разъяснении № АД 130890/14 от 31.07.2014 (см. здесь) ФАС России дополнительно указала, что согласно статьям 807 и 819 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» услуги по предоставлению потребительских замов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот.
Соответственно, кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа – иные лица.
Таким образом, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Закона о рекламе подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов, при этом реклама услуг по предоставлению потребительских кредитов не входит в сферу регулирования указанной нормы.
Например, размещение рекламы торговой организации с указанием на возможность приобретения товара в кредит (реклама магазинов бытовой техники или автосалонов), который предоставляет банк или иная кредитная организация, не является рекламой услуг по предоставлению потребительских займов.
Соответственно, на такую рекламу не распространяются требования части 13 статьи 28 Закона о рекламе.
В то же время, если торговая организация предоставляет возможность приобрести товар при условии заключения договора потребительского займа, то реклама такой торговой организации c указанием на возможность приобретения товара под заем может размещаться только в случае, если рекламодателем такой рекламы является лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
При этом, указанное лицо может быть:
- единоличным рекламодателем;
- выступать рекламодателем совместно с торговой организацией в многостороннем соглашении о размещении рекламы;
- дать поручение торговой организации на размещение рекламы своих услуг в рамках проведения рекламной кампании торговой организации.
Таким образом, указанным разъяснением ФАС России сняла возникшую неопределённость и подтвердила, что сложившаяся практика продажи товаров в кредит не требует пересмотра или изменения, а принятые поправки направлены на защиту потребителей рекламы от недобросовестных компаний, в том числе, занимающихся микрофинансовой деятельностью.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Наталье Россихиной в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Ирина Акимова Москва |
Наталья Россихина Москва |