Обзоры законодательства
Обзор законодательства о госзакупках: Март 2022
- Автор: Анна Персиянцева
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 10.03.2022
8 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон № 46‑ФЗ»), которым установлены новые правила, включая положения об изменении существенных условий контракта, закупках у единственного поставщика, списании неустойки по контракту.
Предлагаем вашему вниманию краткий обзор изменений, внесенных в законодательство о госзакупках.
Новые случаи изменения существенных условий контракта
Во-первых, Правительство Российской Федерации теперь вправе устанавливать порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия[1].
Во-вторых, по соглашению сторон контракта теперь допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения[2].
Такое изменение будет осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. При этом, до конца не ясно, может ли изменение существенных условий контракта быть инициировано поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту, либо предполагается, что такое изменение может быть инициировано исключительно публично-правовым образованием в силу того, что изменение существенных условий контракта осуществляется на основании решения публично-правового образования. Также вызывает вопрос, каким образом будет устанавливаться наличие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта – будет необходимо признание определенного обстоятельства в качестве обстоятельства, влекущего невозможность исполнения контракта, на уровне правового акта, или будет достаточно признания сторонами контракта определенного обстоятельства в качестве обстоятельства, влекущего невозможность исполнения контракта, либо потребуется получение заключения независимого органа (например, торгово-промышленной палаты).
Новые случаи закупки у единственного поставщика
Будет расширен перечень случаев закупки у единственного поставщика. Теперь, помимо случаев, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие случаи вправе будет устанавливать Правительство Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также они смогут определять порядок осуществления закупок в таких случаях[3].
Стоит обратить внимание на то, что Законом 46-ФЗ не установлены какие-либо ограничения для публично-правовых образований в отношении дополнения перечня закупок у единственного поставщика (например, определенные категории товаров, работ, услуг, цена контракта), а также предельный срок, до которого можно будет осуществлять закупки у единственного поставщика в соответствии с принимаемыми актами.
Также установлены дополнительные основания для закупки у единственного поставщика медицинских товаров, а именно закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, закупки технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования Российской Федерации и заключения контракта на поставку лекарственных препаратов или медицинских изделий[4].
Списание неустоек по контракту
Правительство Российской Федерации будет вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом[5].
При этом необходимо отметить, до конца не ясно, каким образом будет реализован предлагаемый механизм – будут ли списаны начисленные неустойки неограниченному кругу поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за нарушения в определенный период либо будут установлены конкретные категории товаров, работ, услуг, по которым возможны такие списания. Также не определена возможность инициирования списания таких неустоек самими нарушителями (поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Данный обзор подготовили старший юрист практики ГЧП и проектного финансирования Capital Legal Services Анна Персиянцева и юрист практики ГЧП и проектного финансирования Capital Legal Services Ксения Николаева.
[1] Пункт 11 части 1 статьи 18 Закона № 46-ФЗ.
[2] Часть 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 44-ФЗ») – см. пункт 4 статьи 8 Закона № 46-ФЗ.
[3] Части 1, 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ.
[4] Пункты 5.1, 5.2, 28.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ – см. пункт 3 статьи 8 Закона № 46-ФЗ.
[5] Часть 9.1 статьи 34 Закона 44-ФЗ – см. пункт 2 статьи 8 Закона № 46-ФЗ.