Обзоры законодательства
Обзор положений законопроекта о внешней администрации
- Услуга: Корпоративное право / Слияния и поглощения
- Дата: 25.04.2022
12 апреля 2022 года в Государственную думу Российский Федерации был внесен Законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией» (далее – «Законопроект»)[1], который предусматривает возможность введения внешней администрации в отношении организаций с «недружественным» иностранным участием не менее 25%.
Целью предлагаемого закона является защита национальных интересов РФ, в том числе обеспечение безопасности государства и финансовой стабильности, а также прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников и общества.
Представляем обзор основных положений Законопроекта.
Организации, подпадающие под действие закона о внешней администрации
Внешняя администрация может быть назначена по решению суда в отношении организации (в том числе филиала организации), которая соответствует одновременно следующим критериям:
- иностранное лицо (иностранные лица, в том числе несколько лиц, не аффилированных друг с другом), которое связано с «недружественным» иностранным государством[2], является контролирующим организацию лицом, либо прямо или косвенно владеет не менее чем 25% голосующих акций (долей) организации; и
- организация имеет существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, а также защиты прав и законных интересов граждан в РФ или в субъекте РФ.
Организация может быть признана имеющей существенное значение в ряде случаев, перечисленных в Законопроекте, в том числе если: организация производит товары первой необходимости; является субъектом естественной монополии или занимает доминирующее положение на рынке; является единственным производителем продукции, не имеющей российских аналогов; является градообразующим предприятием; участвует в цепочке значимых производств. Также в данную категорию могут попасть организации, прекращение деятельности которых может повлечь катастрофы либо гибель людей, прекращение эксплуатации социально значимых объектов, увеличение розничных цен.
По решению межведомственной комиссии при Минэкономразвития РФ (далее – «Межведомственная комиссия») организация может быть признана имеющей существенное значение, даже если она не подпадает под прямо перечисленные в Законопроекте случаи.
Основания для введения внешней администрации
Внешняя администрация может быть назначена при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- руководитель, органы управления и (или) акционеры (участники) организации фактически прекратили управление деятельностью организации в нарушение требований законодательства РФ или совершают действия, которые могут привести к необоснованному прекращению ее деятельности, ликвидации или банкротству, причинению ущерба организации[3];
- деятельность организации прекращена или приостановлена полностью или частично и (или) существенно уменьшился объем производства, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- продолжение деятельности организации без введения внешней администрации создает угрозу прекращения или приостановления деятельности организации (иных организаций), угрозу существенного уменьшения объема производства, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или угрозу катастроф либо гибели людей, прекращения эксплуатации социально значимых объектов, увеличения розничных цен;
- устранение оснований для назначения внешней администрации может потребовать расходования средств бюджета РФ или субъекта РФ[4].
Внешняя администрация
Инициатором назначения внешней администрации могут выступать руководитель отраслевого органа исполнительной власти или глава региона, в котором зарегистрирована или осуществляет деятельность организация. Предложение о введении внешней администрации должно быть рассмотрено Межведомственной комиссией, на основании решения которой Федеральная налоговая служба (далее – «ФНС») подает соответствующее заявление в Арбитражный суд города Москвы. ФНС также может ходатайствовать о принятии обеспечительных мер в целях недопущения вывода активов организации и совершения действий, препятствующих восстановлению ее деятельности.
В качестве внешней администрации может быть назначена государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», либо иная организация, определенная решением Межведомственной комиссии по согласованию с главой региона, в котором зарегистрирована такая организация.
Назначение внешней администрации может быть осуществлено двумя способами:
- передача акций (долей) организации в доверительное управление внешней администрации. В этом случае внешняя администрация становится доверительным управляющим и осуществляет доверительное управление акциями (долями в уставном капитале) организации в интересах организации и ее акционеров; владелец акций (долей) организации является выгодоприобретателем доверительного управления; доверительный управляющий осуществляет все права акционера (участника) организации по акциям (долям), однако не вправе голосовать по вопросам, связанным с реорганизацией/ликвидацией организации, изменением уставного капитала организации, а также не вправе производить отчуждение акций (долей) организации;
- передача внешней администрации полномочий руководителя организации. В этом случае полномочия руководителя организации переходят к внешней администрации, приостанавливаются полномочия иных органов управления организации; задачи внешней администрации включают, в том числе, осуществление полномочий руководителя организации, распоряжение имуществом и денежными средствами организации, принятие мер по обеспечению возобновления/продолжения деятельности организации, предупреждение ее банкротства, принятие мер по обеспечению сохранности имущества и рабочих мест.
Внешняя администрация назначается на срок до 18 месяцев, который может быть продлен еще на 18 месяцев. При этом полномочия внешней администрации могут быть прекращены досрочно по решению Межведомственной комиссии на основании:
- заявления акционеров (участников), владеющих более 50% акций (долей) общества об устранении обстоятельств, вследствие которых была назначена внешняя администрация, или об отчуждении акций (долей) общества в течение последующих 3 месяцев или об их передаче в доверительное управление в данный срок;
- начала процедуры ликвидации общества;
- возбуждения дела о банкротстве общества.
Таким образом, Законопроект дает возможность собственникам бизнеса после назначения внешней администрации снова вернуться в Россию либо продать бизнес третьим лицам.
Ликвидация или банкротство организации. Замещение активов организации
В случае назначения внешней администрации с передачей ей полномочий руководителя организации, внешняя администрация может инициировать решение об обращении в суд с заявлением о принудительной ликвидации организации, а если организация имеет признаки банкротства – с заявлением о признании организации банкротом. Внешняя администрация обращается в суд с соответствующим заявлением на основании решения Межведомственной комиссии.
По ходатайству внешней администрации, осуществляющей полномочия руководителя организации, Межведомственная комиссия может принять решение о проведении замещения активов организации путем реорганизации в форме выделения. На базе имущества организации создается хозяйственное общество, единственным акционером (участником), которого становится организация. Все имущество и все обязательства организации, кроме обязательств перед заинтересованными в отношении организации или аффилированными с организацией лицами, переходит к создаваемому обществу в порядке универсального правопреемства.
Впоследствии акции (доли) созданного общества подлежат продаже на торгах по правилам, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», но с особенностями, установленными Законопроектом. Организация, выполнявшая функции внешней администрации, имеет преимущественное право приобретения акций (долей). При отсутствии покупателя акции (доли) приобретаются Российской Федерацией по минимальной цене.
Обязательным условием для участия в торгах является способность покупателя в случае победы:
- обеспечить сохранение не менее 2/3 рабочих мест;
- продолжать деятельность организации на территории РФ в течение не менее 1 года.
С победителем торгов заключается соглашение об исполнении указанных условий. Внешняя администрация имеет право в течение 1 года после заключения договора купли-продажи акций (долей) запрашивать у покупателя сведения, подтверждающее исполнение вышеуказанных условий. В противном случае договор купли-продажи акций (долей) подлежит расторжению судом и торги проводятся повторно.
Данный обзор подготовил старший юрист корпоративной практики Capital Legal Services Алексей Федоров.
[2] Список «недружественных» государств утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 №430-р
[3] В частности, под это основание могут попасть такие действия руководства, как отъезд с территории РФ после 24 февраля 2022 года и оставление организации без управления вопреки ее интересам, действия (бездействие), повлекшие существенное уменьшение стоимости имущества организации и (или) неспособность организации исполнять свои обязательства, прекращение деятельности организации с нарушением требований РФ, публичное заявление о прекращении деятельности организации в отсутствие для этого очевидных экономических оснований, расторжение существенных договоров организации, уведомление более чем одной трети работников о сокращении.
[4] Кроме оснований, указанных в пункте 2(i)