Обзоры законодательства
Короткий век Списка
- Автор: Игорь Горохов
- Услуги: Договорное право, Арбитраж и внесудебное разрешение споров, Природные ресурсы / Энергетика
- Дата: 14.11.2013
05 ноября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №946 от 24 октября 2013 года (далее – «Постановление»), вносящее существенные изменения в правила распределения тарифных квот на хвойную древесину, утвержденные Постановлением Правительства РФ №779 от 30 июля 2012 года.
Напомним, что согласно ранее установленным правилам лицензии на экспорт лесоматериалов выдавались исключительно не имеющим задолженности арендаторам лесных участков, обладающим правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, либо лицам, заключившим договор купли-продажи (поставки) лесоматериалов с такими добросовестными арендаторами. При этом список добросовестных арендаторов должен был составляться Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) и публиковаться Министерством промышленности и торговли РФ (Минпромторгом) лишь раз в год.
На практике оказалось, что Список стал основным препятствием деятельности экспортеров леса, поскольку возможность его корректировки в течение года законодательно не предусматривалась. Территориальные органы Минпромторга России, уполномоченные выдавать лицензии на экспорт лесоматериалов, воспринимали Список как единственное подтверждение добросовестности арендаторов лесных участков, отказывая в выдаче лицензий в случае отсутствия арендатора в списке, хотя напрямую закон не предусматривал такого основания для отказа.
В итоге исключенными из экспортной деятельности на целый год оказались и те добросовестные экспортеры, задолженность перед бюджетом образовалась ошибочно либо являлась спорной на момент формирования Списка. При этом список не подлежал корректировке даже в случае погашения имевшейся задолженности. В итоге это влекло за собой значительные убытки у участников внешнеэкономической деятельности, негативно отражалось на их отношениях с зарубежными контрагентами.
Новое Постановление, вероятно, было принято с учетом накопившегося негативного опыта и сформировавшейся позиции судов (в том числе на уровне ВАС РФ), подтверждавшей незаконность отказа в выдаче лицензии по одной лишь причине отсутствия заявителя в Списке.
В итоге из правил распределения тарифных квот были исключены положения, предусматривающие выдачу лицензий на экспорт исключительно добросовестным арендаторам, не имеющим задолженности перед бюджетом, либо лицам, заключившим договор купли-продажи лесоматериалов с такими арендаторами. При этом проблема со списком решена кардинальным способом - обязанность Рослесхоза по его формированию полностью отменена.
Отмена Списка фактически означает устранение лишнего административного барьера для экспортеров леса, что существенно снижает риск злоупотреблений со стороны уполномоченных органов государственной власти, толковавших Список исключительно в своих интересах, отличных от интересов бизнеса.
Новая редакция Постановления Правительства РФ №779 от 30 июля 2012 года теперь в полной мере будет соответствовать имеющимся международным стандартам, включая нормы, принятые в рамках ВТО, запрещающие создание любых дискриминационных барьеров в сфере внешней торговли, а также позволит в полной мере соблюсти баланс публичных и частных интересов при осуществлении экспорта лесоматериалов, поскольку исключен риск различного толкования того или иного положения со стороны государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Постановление Правительства РФ от 24 октября 2013 года №946 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 июля 2012 года №779»
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Игорю Горохову или Анастасии Кузьминой в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Игорь Горохов
|
Анастасия Кузьмина
|