Обзоры законодательства
Контролируемые сделки и вопросы ТЦО по итогам 2024 года
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 29.04.2025
До 20 мая 2025 года налогоплательщикам необходимо представить в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, проведенных в 2024 году[1]. Напомним ключевые моменты, касающиеся подачи такого уведомления, а также особенности подачи уведомления за 2024 год в сравнении с действовавшими ранее правилами.
(i) Кому необходимо подать уведомление?
Подать уведомления необходимо физическим и юридическим лицам, которые в 2024 году совершили контролируемые сделки. К таким сделкам относятся сделки со взаимозависимыми лицами и / или резидентами офшоров, а также сделки в отношении «контролируемых» товаров[2], если по сделкам российским налогоплательщиком был отражен доход и / или расход в совокупном размере более:
- 120 млн рублей – по сделкам с иностранными лицами, в том числе из офшоров;
- 1 млрд рублей – по сделкам с российскими лицами (с учетом положений п.2 ст.105.14 НК РФ).
Напоминаем о том, что в 2024 году:
- к взаимозависимым лицам напрямую (п.2 ст.105.1 НК РФ) относятся контролируемые иностранные компании (далее – «КИК») и контролирующие лица, а также КИК одного лица;
- в перечень офшоров для целей квалификации сделок в качестве контролируемых вошли «недружественные» государства[3].
Таким образом, перечень лиц, обязанных подавать уведомление о контролируемых сделках, расширился. С учетом этого особенно обращаем внимание на то, что, если в 2024 году Вы осуществляли сделки с независимыми контрагентами, зарегистрированными в «недружественных» государствах, на Вас также могут распространяться обязанности по подаче уведомления о контролируемых сделках.
(ii) Какие изменения необходимо учесть при подаче уведомления о контролируемых сделках за 2024 год?
Напомним, что в 2024 году были приняты масштабные изменения в сфере ТЦО (о них мы писали в обзоре), которые повлекли за собой и изменение формы уведомления о контролируемых сделках, а также объема сведений, отражаемых в таком уведомлении. Новая форма уведомления, предусмотренная Приказом ФНС России от 02.12.2024 № ЕД-7-13/1088@, предполагает:
- обязательное указание сведений об условиях совершения сделки и метода ТЦО, предусмотренного главой 14.3 НК РФ, использованного при определении цены по контролируемым сделкам;
- указание сведений о сделках последующей реализации и предшествующей покупки товаров – в отношении контролируемых сделок, предметом которых являются «контролируемые» товары[4].
Нововведения расширяют объем информации, подлежащей отражению в уведомлении о контролируемых сделках, и при самостоятельном заполнении уведомления может возникать все больше сложных и неоднозначных вопросов.
(iii) Что будет после подачи уведомления?
После подачи уведомления ФНС России может направить налогоплательщику требование о представлении ТЦО-документации в отношении сделки (группы сделок), которую необходимо представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования[5]. Требование могут направить не ранее 1 июня текущего года.
Учитывая короткие сроки для предоставления документации в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок), рекомендуем заблаговременно подготовиться и собрать необходимые документы, подтверждающие обоснованность цен в таких сделках.
(iv) Что будет, если не подать уведомление?
Штраф за неподачу уведомления в срок или недостоверное заполнение уведомления за 2024 год составляет 100 000 руб. (ст.129.4 НК РФ) – в 20 раз больше, чем в отношении уведомлений за предшествующие периоды.
В связи с существенным повышением штрафа обращаем особое внимание на необходимость корректного исполнения обязанностей по подаче уведомления о контролируемых сделках.
Наша команда готова помочь Вам и Вашей компании на различных этапах работы с контролируемыми сделками, в том числе при подготовке документации или уведомления о контролируемых сделках. При возникновении вопросов в данной сфере Вы можете обратиться к нашим специалистам, написав на TAX_Group@cls.ru
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
[1] См. п.2 ст.105.16 Налогового кодекса РФ (далее – «НК РФ»).
[2] Нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни (см. п.5 ст.105.14 НК РФ).
[3] См. Приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н. Отмечаем, что Специальный перечень офшоров, утвержденный Приказом Минфина России от 28.03.2024 №35н, применяется при оценке возможности использования других льгот, но не связан с контролируемыми сделками.
[4] См. п.3 ст.105.16 НК РФ.
[5] См. п.6 ст.6.1, п.3 ст.105.15, п.6 ст.105.17 НК РФ.