Обзоры законодательства
Закон о реестре блогеров и запрете на репосты: что нужно знать?
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 08.08.2024
2 августа 2024 года Совет Федерации одобрил закон, регулирующий деятельность блогеров
в соцсетях.
Объясняем, почему принятый закон может затронуть даже простых пользователей.
«РЕЕСТР БЛОГЕРОВ»
У Роскомнадзора появится новый реестр – перечень персональных страниц пользователей в соцсетях с аудиторией более 10 тысяч подписчиков.
Можно предположить, что нововведения затронут любые страницы в соцсетях: как личные аккаунты пользователей, так и созданные ими группы (сообщества).
Объем аудитории, вероятно, будет подсчитан исходя из количества подписчиков (участников). Так что заблокированные, «заброшенные» и «фейковые» аккаунты пользователей тоже могут быть определены как аудитория персональной страницы.
Обязанность следить за своими персональными страницами возлагается на пользователя соцсети: если объем его аудитории составляет более 10 тысяч подписчиков, то пользователь должен обратиться в Роскомнадзор и предоставить сведения о себе. На основании этого обращения Роскомнадзор включает персональную страницу в реестр.
Если блогер добросовестно включился в реестр Роскомнадзора, то он получит особенную «маркировку» на своей странице в соцсети.
Нарушение требования о включении в реестр Роскомнадзора влечет существенные ограничения:
- Блогеру запрещено размещать на своей странице предложения о финансировании своего творчества, а также информацию о возможных способах такого финансирования.
Полагаем, что под запретом будут как сборы пожертвований через специальные платформы («донаты»), так и платные подписки на эксклюзивный контент.
- Блогеру запрещено распространять рекламу на своей персональной странице.
Запрет следует трактовать с учетом общих положений законодательства о рекламе.
Так, например, информация на странице пользователя соцсети, представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару, не является рекламой.
Но если личное мнение пользователя направлено на привлечение внимания к товару и его продвижение, например, за счет чрезмерного описания товара и его достоинств, призывов к покупке, то такой материал уже будет рассматриваться как рекламный.
Так что теперь при размещении интернет-рекламы у блогеров нужно учитывать не только маркировку рекламы, но и включение персональной страницы в реестр Роскомнадзора.
Изменения пока не устанавливают специальную ответственность за неправомерное распространение рекламы на персональной странице, не включенной в реестр.
К нарушителю будут применяться общие меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе с наложением штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
- Страница блогера может быть заблокирована.
Если персональная страница с аудиторией более 10 тысяч человек не включена в реестр, то Роскомнадзор может обратиться к соцсети с требованием ограничить доступ к такой странице.
Соцсеть должна в течение суток заблокировать персональную страницу – и блокировка будет сохраняться, пока пользователь не выполнит требования по включению в реестр Роскомнадзора.
Остается надеяться, что вскоре последуют разъяснения уполномоченных органов и подзаконные акты, устраняющие пробелы.
ЗАПРЕТ НА РЕПОСТЫ
Одно из самых загадочных изменений можно назвать «запрет на репосты»:
Пользователям соцсетей запрещено распространять на своей персональной странице (по сути – делать репосты) материалы, которые были первоначально размещены на персональной странице,
не включенной в перечень Роскомнадзора.
Что это означает на практике:
- Каждый из нас (даже не обладая аудиторией в десять тысяч подписчиков) больше не может делиться информацией, опубликованной на персональной странице не из реестра Роскомнадзора.
- При буквальном прочтении запрещено распространять любые материалы, размещенные как на страницах рядовых пользователей (которые не обязаны включаться в реестр в принципе), так и на страницах блогеров (которые нарушили требование о включении в реестр).
Что именно подразумевал законодатель: нас действительно ждет «запрет на репосты» или это лишь ошибка юридической техники, которая исказила смысл статьи? Ответ на этот вопрос мы сможем узнать только из правоприменительной практики, когда закон начнет действовать.
ДЕАНОНИМИЗАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Изменения также продолжают тенденцию по борьбе с анонимностью в Интернете:
- Пользователи, которые не определены мессенджером (не идентифицированы по номеру телефона), не смогут отправлять сообщения другим пользователям – только если адресат не выразит явного согласия.
- Мессенджеры и соцсети будут обязаны раскрывать сведения о своих пользователях по запросам уполномоченных органов (например, Роскомнадзор, ФСБ).
Закон о «реестре блогеров» будет вступать в силу постепенно:
- Со дня официального опубликования закона – пользователи с аудиторией более 10 тысяч человек на своей персональной странице должны обратиться в Роскомнадзор и сообщить сведения о себе.
- С 1 ноября 2024 года – начинают действовать положения о ведении реестра Роскомнадзором, а также о «маркировке» персональных страниц, которые включены в реестр.
- С 1 января 2025 года – вступают в силу новые ограничения:
- запреты в отношении страниц пользователей, которые нарушили требование о включении в реестр Роскомнадзора (на таких страницах нельзя распространять рекламу и предложения о финансировании);
- блокировка таких персональных страниц нарушителей по требованию Роскомнадзора;
- запреты на репосты (для всех пользователей без исключений).
Мы надеемся, что данный материал помог составить первое впечатление о «реестре блогеров».
Будем рады проконсультировать по последним изменениям законодательства и иным правовым вопросам, связанным с распространением информации в Интернете.
Обзор был подготовлен командой практики интеллектуальной собственности CLS – руководителем практики Антониной Шишановой и юристом Мариной Прыгуновой.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.