Обзоры законодательства
14-й пакет санкций ЕС: ограничения в сфере интеллектуальной собственности
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 03.07.2024
C 24 июня 2024 года для российских компаний предусмотрен запрет на регистрацию новых объектов интеллектуальной собственности в ЕС, а европейские компании теперь обязаны включать в контракты оговорки о запрете реэкспорта в Россию активов, представляющих из себя объекты интеллектуальной собственности. Эти новые ограничения в сфере интеллектуальной собственности были установлены изменениями в Постановление Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года (далее – «Постановление»).
Юристы практики интеллектуальной собственности CLS подготовили краткий обзор принятых ограничений и их влияния на деятельность компаний.
1. ЗАПРЕТ РОССИЙСКИМ ЗАЯВИТЕЛЯМ РЕГИСТРИРОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В ЕС
Новая статья 5s Постановления предусматривает, что патентным ведомствам в ЕС запрещается принимать новые заявления на регистрацию объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, географические указания и наименования мест происхождения товаров) от российских физических и юридических лиц. Запрет действует и при совместной подаче заявлений российским и иностранным лицом, если такая подача предусмотрена.
Патентным ведомствам в ЕС также запрещается принимать иные запросы и обращения от российских физических и юридических лиц, связанные с заявлениями на регистрацию новых объектов (например, информационные письма, запросы на изменение данных в заявке).
Требования распространяются на подачу новых заявок через следующие ведомства:
- национальные ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС (например, Австрийское патентное ведомство, Германское ведомство по патентам и товарным знакам);
- Ведомство ЕС по интеллектуальной собственности (EUIPO);
- Европейское патентное ведомство (European Patent Office).
Страны-участницы ЕС также обязуются приложить все усилия для того, чтобы Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) не принимала заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности от российских заявителей.
Требования не применяются к заявителям – физическим лицам следующих категорий:
- гражданам государств ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии;
- гражданам, имеющим временное или постоянное разрешение на проживание в государстве ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии.
Комментарий:
Указанные нововведения распространяются исключительно на заявки (заявления, запросы), поданные российскими заявителями после 24 июня 2024 года.
Заявки, поданные ранее указанной даты, должны быть рассмотрены в стандартном режиме, а все ранее зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности сохраняют свое действие при условии их своевременного продления и оплаты соответствующих пошлин.
С учетом этого особую важность приобретает отслеживание срока действия объектов интеллектуальной собственности в ЕС: в случае пропуска срока для продления их действия, нельзя будет заменить объект с истекшим сроком действия (например, товарный знак) подачей новой заявки.
Пока не ясно, как именно будут распространяться ограничения на международную регистрацию объектов интеллектуальной собственности в WIPO, поскольку при подаче заявки в WIPO заявитель может перечислить не только страны ЕС, но и другие страны (например, Китай).
Полагаем, что российские заявки, полученные WIPO, не будут передаваться на рассмотрение в национальные ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС, и, соответственно, в отношении ЕС не будет предоставлена правовая охрана.
С большой вероятностью российские заявители смогут продолжить использование сервисов WIPO для регистрации объектов интеллектуальной собственности во всех странах мира, за исключением стран ЕС.
Ограничения не распространяются на программное обеспечение. В ЕС, как и в России, программное обеспечение охраняется в качестве объекта авторского права (произведения) – и потому программы не нуждаются в какой-либо обязательной регистрации или патентовании.
2. ЗАПРЕТ НА РЕЭКСПОРТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЮ (NO RUSSIA CLAUSE)
Новая статья 12ga Постановления предусматривает, что физические и юридические лица из ЕС, которые заключили с контрагентами из третьих стран контракты в отношении объектов интеллектуальной собственности, обязаны до 26 декабря 2024 года включить в контракты оговорку «No Russia» примерно следующего содержания:
- Пользователю запрещено предоставлять кому-либо право использования объектов интеллектуальной собственности (в том числе путем сублицензирования), если в конечном итоге это может привести к их использованию в России или в связи с деятельностью, ассоциируемой с Россией.
Требование о включении оговорки «No Russia» в контракт действует только для объектов, связанных с товарами и технологиями из Приложения XL (например, радионавигационным оборудованием, микросхемами, шарикоподшипниками и т.п.).
Физические и юридические лица из ЕС должны установить в контрактах адекватные меры ответственности за возможное нарушение контрагентом оговорки «No Russia», а также уведомить компетентные ведомства своих стран в случае выявления нарушений со стороны контрагента.
Указанные требования не распространяются на контракты, заключенные до 25 июня 2024 года, если срок действия таких контрактов истекает до 26 июня 2025 года.
Комментарий:
Статья 12g Постановления, которая появилась еще в 12-м пакете санкций ЕС, уже обязывала экспортеров из ЕС включать в контракты запрет на реэкспорт поставляемых товаров в Россию.
Теперь же аналогичная оговорка должна появиться в контрактах на интеллектуальную собственность, связанную с товарами и технологиями из Приложения XL.
3. УВЕЛИЧЕН СРОК ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ БИЗНЕСА ЕВРОПЕЙСКИХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Статья 12b Постановления дает право уполномоченному ведомству страны-участницы ЕС выдавать физическим и юридическим лицам этой страны разрешения на продажу определенных товаров и на лицензирование технологий, относящихся к таким товарам, для целей сокращения деятельности и прекращения их бизнеса в России.
Выдача разрешений на продажу и лицензирование относится только к товарам, указанным в Приложениях II, VII, X, XI, XVI, XVIII, XX и XXIII (например, к товарам двойного назначения, к оборудованию, связанному с нефтедобычей, морским судоходством и так далее).
Разрешения выдаются при одновременном соблюдении следующих условий:
- Товары и технологии принадлежат физическому или юридическому лицу из ЕС, или российскому юридическому лицу, учрежденному или контролируемому лицами из ЕС.
- Отсутствуют разумные основания полагать, что товары и технологии могут быть предназначены для военного использования в России.
- Товары и технологии физически находились (либо были предоставлены для использования) в России до вступления в силу соответствующих запретов.
Ранее статья 12b Постановления устанавливала, что разрешения могут быть выданы до 30 июня 2024 года – теперь же срок продлен до 31 декабря 2024 года.
Комментарий:
Обновленная редакция статьи предоставляет правообладателям из ЕС дополнительный срок для использования технологий и товаров, чтобы завершить свою деятельность в России.
Общие выводы:
В настоящее время 14-й пакет санкций ЕС содержит ряд неясных норм, поэтому мы полагаем, что стоит ожидать дополнительных разъяснений ЕС по его применению.
Оценивая потенциальное влияние санкций, следует учитывать отрасль, в которой работает та или иная компания, и её заинтересованность в защите своей интеллектуальной собственности в ЕС.
Указанные санкции точно затронут российские компании, заинтересованные в работе на рынке ЕС и в защите интеллектуальной собственности в этой юрисдикции (например, фармацевтические компании). Скорее всего, таким компаниям придется либо отказаться от поставки новой продукции на рынок ЕС, либо искать способы зарегистрировать в ЕС объекты интеллектуальной собственности обходным путем (например, передавать права на регистрацию объектов в ЕС компаниям, не связанным с Россией).
Также следует отметить, что новые санкции ЕС в сфере интеллектуальной собственности не поощряют незаконное использование интеллектуальной собственности российских правообладателей. Так, санкции не распространяются на ранее зарегистрированные объекты, поэтому если какая-либо компания из ЕС будет нарушать права на объекты, уже зарегистрированные российским правообладателем, то такую европейскую компанию можно привлечь к ответственности.
Помимо этого, ограничения не распространяются на программное обеспечение и иные объекты, не подлежащие обязательной регистрации, поэтому российские правообладатели могут защищать свои права на них, например, путем обращения в суд с исками о прекращении незаконного использования.