Обзоры законодательства
Ребрендинг и точка: как не столкнуться с проблемами при смене названия бизнеса?
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 17.06.2022
Достаточно часто вслед за уходом иностранных компаний с российского рынка уходит и их интеллектуальная собственность: например, магазины одежды Reserved и Cropp «вернулись» на российский рынок под новыми названиями – теперь это «RE» и «CR»; также ребрендингу подвергнется логотип Росбанка, который сменил французского владельца на российского собственника.
В случае ребрендинга названий ушедших иностранных компаний перед маркетологами и дизайнерами стоит сложная задача – провести этот процесс так, чтобы новый стиль и название компании сохранили преемственность со старым названием, но не нарушили права на интеллектуальную собственность предыдущего владельца компании.
В этой связи показателен пример ребрендинга Макдональдс в России: после завершения сделки по продаже компании в России новый владелец подал сразу несколько заявок на регистрацию новых товарных знаков: «Только так», «Весело и вкусно», «Тот самый», «Свободная касса», «Это он», «Точно он» и «Компас». Важно отметить, что компания не могла остановиться на привычном слове «Макдак», поскольку в начале 2022 года такой товарный знак уже был зарегистрирован Макдоналдс Корпорейшн.
Поэтому перед маркетологами нового Макдональдса стояла сложная задача – выбрать из поданных заявок то название, которое максимально подходит для нового «Макдака». Тем не менее, 12 июня сеть ресторанов неожиданно открылась под другим названием – «Вкусно и точка», что создало волну обсуждений в Интернете.
Не все оценили «авторитарный тон» нового названия, породившего множество мемов: некоторые пользователи даже предложили переименовать «Макдональдс» в «Твердо и четко». Однако помимо мемов новым собственникам российского «Макдональдс» пришлось столкнуться и с нешуточными проблемами – выяснилось, что ранее владивостокской сетью ресторанов быстрого питания был зарегистрирован товарный знак «Еда-и точка!», и теперь она требует прекратить использование слов «Вкусно и точка» собственниками «обновленного» Макдональдс.
Попробуем оценить реальность требований «Еда и точка!» и понять, какая из компаний сможет «поставить точку» в этом споре.
Согласно ст. 1484 ГК РФ, лицо, зарегистрировавшее товарный знак, получает исключительное право использовать его любыми законными способами, а также запрещать использование товарного знака или сходных с ним обозначений в отношении зарегистрированных и однородных им товаров и услуг.
Несмотря на то, что товарный знак «Еда и точка!» прямо зарегистрирован в отношении услуг кафе и ресторанов, в случае спора суду все равно предстоит оценить, является ли словосочетание «Вкусно и точка» сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, для чего ему потребуется оценить указанные обозначения по графическому, фонетическому и звуковому критерию.
На наш взгляд, несмотря на наличие элемента «и точка» в обоих словосочетаниях, у экс-«Макдональдс» есть шансы доказать правомерность использования своего нового названия. Дело в том, что ключевым критерием для определения сходства является то, сможет ли рядовой потребитель перепутает два названия и подумать, что они принадлежат одному лицу (в данном случае – сети ресторанов из Владивостока).
Более того, несмотря на наличие «и точка», в словосочетания вложен разный смысл: товарный знак можно истолковать так, что владивостокская сеть ресторанов сообщает, что продает только еду и ставит на этом «точку», в то же время экс-«Макдональдс» не останавливается на одной еде и сообщает потребителям, что любая его продукция (еда, кофе, газированные напитки, мороженое и так далее) является вкусной и будет являться такой всегда, в связи с чем «точка» в его названии выполняет совсем иную роль.
Даже если признать, что «Еда-и точка!» и «Вкусно и точка» сходны до степени смешения, у экс-Макдональдс существует возможность обратиться в Палату по патентным спорам и попытаться оспорить регистрацию товарного знака: в частности, доказывать, что Роспатент, зарегистрировав «Еда-и точка!», допустил ошибку, поскольку, например, данный товарный знак не обладает различительной способностью и не позволяет потребителю понять, о какой именно компании идет речь.
Хотя ряд других товарных знаков со словом «и точка» был зарегистрирован Роспатентом (например, №749384 «» и №86885 «») на наш взгляд, достаточно странным выглядит возможность зарегистрировать общеупотребительное выражение «и точка» в качестве охраняемого элемента товарного знака, тем самым предоставляя «монополию» на его использование определенным компаниям. В связи с этим нельзя исключать возможность успешного прекращения правовой охраны товарного знака «Еда – и точка!» в Роспатенте.
Тем не менее, необходимо понимать, что любой спор требует не только существенных материальных, но и временных затрат, и, более того, может повлечь ненужное внимание со стороны СМИ. Поэтому не удивительно, что экс-Макдональдс попробует договориться с правообладателем товарного знака: по словам последнего, с ним уже связались представители «Вкусно – и точка» и предложили обсудить возможные способы взаимодействия в данной ситуации.
Таким образом, история «Вкусно – и точка» показала, как неосторожный выбор названия может создать проблемы с правообладателями похожих товарных знаков. Но есть ли варианты, как не допустить таких ошибок в будущем?
Безусловно, таких вариантов много – например, на сайте Роспатента в открытом доступе размещена информационная-поисковая система, которая содержит информацию о недавно зарегистрированных товарных знаках. Несмотря на то, что указанная система в «бесплатном» варианте не отражает все товарные знаки, и, что более важно, заявки на регистрацию товарных знаков, даже такой поверхностный поиск уже может выявить самые очевидные риски для регистрации товарного знака.
В связи с этим для точной уверенности в возможности регистрации того или иного обозначения в качестве товарного знака (или его безопасного использования без регистрации) мы рекомендуем проводить платный полноценный поиск по всем доступным базам Роспатента, который позволит выявить все возможные риски, связанные с использованием выбранного слова или логотипа.
Мы надеемся, что в случае еще одного ребрендинга «Вкусно – и точка», о котором пока ходят слухи, компания более внимательно и креативно отнесется к выбору названия, а не плюнет на все и не остановится на «И так сойдет».
Данный материал подготовил юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Виктор Калужский.