Публикации
Ключевые вопросы в менеджменте самолета
- Дата: 16.08.2012
Дерек Блум, Партнер Capital Legal Services
Различные группы вопросов управления воздушным судном должны решаться в зависимости от того, находится ли самолет в собственности и эксплуатируется в интересах одной компании, в интересах двух или более компаний, или предоставляется чартерным клиентам. В каждом случае, широкий спектр коммерческих и операционных вопросов, которые нужно выявить и разрешить, предсказуем. В случае привлечения кредита или лизингового финансирования могут возникнуть дополнительные важные, подлежащие выполнению ограничения на управление и использование самолета. Некоторые вопросы должны быть решены в договорах аренды самолетов, а некоторые в договорах управления самолетом, некоторые в договорах совместного владения, некоторые в договорах найма пилотов и членов экипажа, а некоторые в акционерных соглашениях. Обязанность по операционному контролю над воздушным судном должна быть возложена на лицензированных операторов. Несмотря на присущие сложности, договоры управления вашим самолетом должны содержать лишь минимальный объем сложных моментов, фактически необходимых в вашей ситуации.
Владение воздушным судном одной компанией
В отношении воздушного судна, принадлежащего единственному владельцу обычно заключается два договора, влияющих на управление самолетом: договор аренды (лизинга) для передачи самолета от собственника оператору и договор управления воздушным судном. Иногда договор аренды (лизинга) и договор управления воздушного судна объединяют в единый договор аренды (лизинга) и управления воздушного судна. В этой статье мы именуем арендатора (лизингополучателя) «Управляющим» воздушным судном.
Договор аренды (лизинга) обычно расторгается путем направления любой стороной уведомления за 30 дней до расторжения; и содержит положение о том, имеет ли Управляющий право использовать воздушное судно для чартерных перевозок чартерных клиентов. Если самолет зарегистрирован в США, то в договоре аренды (лизинга) указывается, будет ли воздушное судно эксплуатироваться в соответствии с частью 135 Федеральных авиационных правил Федеральной авиационной администрации (FAA) или частью 91, не предусматривающей регулярные перевозки.
В договоре аренды (лизинга), как правило, указывается, что Управляющий обладает исключительным правом владения, командования и контроля над воздушным судном и осуществляет операционный контроль на протяжении всей полетной операции, осуществляемой Управляющим, и пилоты такого рейса находятся под исключительным командованием Управляющего на протяжении всего полета.
Различные правовые системы дают определение выражению «операционный контроль», и в основном оно относится к тому, кто осуществляет полномочия во время полета. На практике может оказаться довольно сложно определить, кто осуществляет операционный контроль над воздушным судном и, таким образом, несет юридическую ответственность за полет. Конкретным примером является случай, когда воздушные судна эксплуатируется от лица частных собственников Управляющими или когда только некоторые операционные аспекты находятся в ведении Управляющего. Поэтому очень важно четко определить в договоре управления, кто осуществляет операционный контроль над воздушным судном и убедиться, что такой договор соответствует требованиям законодательства государства регистрации воздушного судна.
Зачастую Управляющий обязан получать или предоставлять все услуги и материалы, необходимые для эксплуатации, обслуживания и хранения воздушных судов, при этом делать это за счет владельца. Управляющий получает все необходимое топливо и масла, оплачивает фиксированную почасовую стоимость любых планов технического обслуживания, обслуживает воздушное судно, когда воздушное судно не используется, обеспечивает хранение в надлежащем и соответствующем закрытом помещении в согласованном месте базирования; нанимает пилотов; и хранит все документы на воздушные суда.
Управляющий страхует и поддерживает в силе страхование воздушного судна. В страховых полисах могут присутствовать существенные отличия в суммах покрытия. Собственник должен определить, в какой степени будет обеспечено страховое возмещение. Управляющий обычно может обеспечить страховое покрытие на флот своих клиентов, взносы на которое таким образом обходятся собственнику дешевле. Собственнику настоятельно рекомендуется сравнить ценовые предложения различных страховщиков и условия страхования. Также необходимо убедиться в том, что страховые взносы оплачиваются во время, и что строго выполняются условия страхования.
Различные производители корпусов и двигателей воздушных судов предлагают различные программы обслуживания, которые, как правило, покрывают стоимость запчастей для планового ремонта. Собственнику настоятельно советуем проверять покрытие таких программ, в особенности их экономическую сторону, связанную со временем полета и передачей таких программ при продаже воздушного судна. В определенных ситуациях новому собственнику придется заново оплатить такую программу, что составит существенные дополнительные расходы сверх покупной цены.
Особое значение имеют услуги Управляющего в отношении контроля над техническим обслуживанием воздушного судна. На наш взгляд, является весьма целесообразным, чтобы каждое обслуживание, проводимое на борту самолета, тщательно проверялось Управляющим, возможно, совместно с руководителем по техническому обслуживанию, который соответственно проверяет качество проведенного обслуживания прежде, чем принимать самолет обратно в эксплуатацию и, возможно, чтобы осуществлялся пробный полет. Кроме того, перед проведением ремонтных работ самолета должна быть оговорена определенная цена и ход работ должен отслеживаться во время нахождения самолета на обслуживании. В договоре управления, часто указываются предельные суммы, на которые должно быть дано явно выраженное согласие собственника до начала таких работ. Кроме того, владелец должен узнать о пунктах обслуживания, которые используются Управляющим. Управляющий может быть аффилирован с сервисным центром, что в некоторых случаях может привести к потенциальному конфликту интересов. Однако, с другой стороны, собственник сможет получить выгоду от хороших деловых отношений между конкретным Управляющим и сервисным центром.
Владельцу также рекомендуется, прежде чем подписать договор, определить имеющийся коммерческий бюджет, установленный Управляющим, на основе точной информации о предстоящей эксплуатации. Такой бюджет должен предусматривать непредвиденные обстоятельства и включать фиксированные и переменные затраты.
Размер ежемесячной платы за управление, выплачиваемой владельцем Управляющему, или удерживаемой с доходов от чартерных рейсов, является договорной, и эти суммы широко варьируются. Как правило, Управляющий может вычитать из суммы, подлежащей выплате владельцу значительную почасовую оплату, основанную на ежемесячном количестве часов налета, а также значительную плату за управление. Другие вычеты из доходов от чартерных перевозок включают в себя стоимость топлива, закупленного Управляющим, расходы на обслуживание, понесенные по определенному почасовому тарифу за все услуги по обслуживанию; уплаченные налоги, услуги экипажа и другие расходы, сборы или взносы, непосредственно связанные с эксплуатацией воздушного судна.
Когда Управляющий принимает воздушное судно от собственника, договор должен предусматривать определенную документацию такого события. Как правило, в таких случаях выдается счет-фактура, в которой описывается состояние воздушного судна на момент передачи Управляющему. В счет-фактуре в дополнение к информации о состоянии самолета должны также указываться часы, циклы и четко описываться авионика и оборудование. Также рекомендуется провести инвентаризацию некомплектного оборудования. Зачастую такая доставка совпадает с приобретением воздушного судна собственником с помощью третьей стороны или даже с арендой (лизингом) самолета, предоставляемого лизингодателем. В таком случае все равно советуем отдельно документировать доставку воздушного судна собственником Управляющему.
Договор управления воздушного судна должен также решать вопрос ответственности за регистрацию. На регистрацию самолета может уйти несколько месяцев в зависимости от желаемой национальности воздушного судна и его технического состояния.
Собственник воздушного судна заинтересован в прозрачности затрат и конкурентной цене услуг. Некоторые Управляющие добавляют плату за услуги, которая выражается в процентном соотношении общих расходов, за которые собственнику выставляется счет, некоторые предлагают иные пакеты услуг, при которых услуги оказываются третьей стороной. Как правило, в стоимость управления входят услуги, фактически оказанные Управляющим, но не входят услуги третьих лиц и иные затраты. По этой причине в договоре управления должно быть четко указано, какие услуги оказываются Управляющим самостоятельно, и имеет ли право Управляющий обращаться к услугам третьих лиц, которые, как правило, не входят в стоимость.
Собственнику стоит настоять на прозрачности контроля над исполнением договора, который включает ежемесячные выписки с указанием понесенных затрат и подтверждающую документацию (поступления счетов-фактур третьих лиц и др.). Некоторые Управляющие предоставляют такие выписки на компакт-дисках, и собственнику настоятельно рекомендуется проверять и анализировать такие выписки на точность. Некоторые Управляющие настаивают на включении в договоры пунктов о том, что в случае отсутствия возражения против выписок, такие выписки считаются одобренными собственником. В зависимости от применимого права в договоре управления такие пункты при некоторых обстоятельствах могут оказаться не подлежащими выполнению.
В случае, когда Управляющий берет на себя операционный контроль над воздушным судном, он желает иметь право вето при выборе экипажа. Зачастую процесс подбора членов экипажа осуществляется без надлежащего усердия, и мы настоятельно советуем собственникам в интересах их же безопасности проверять прошлое экипажа и квалификацию членов экипажа, в особенности, что касается квалификации и опыта работы на конкретном типе воздушного судна и с его специфическими особенностями.
Зачастую экипаж вступает напрямую в непосредственные трудовые отношения с Управляющим, который таким образом принимает на себя обязательства работодателя перед работником. В этом контексте могут возникнуть вопросы, поскольку экипаж в таком случае подчинен своему работодателю, а не собственнику самолета, что потенциально может вызвать конфликт между собственником и Управляющим в случае возникновения проблем, связанных с пилотами.
В зависимости от частоты, с которой собственник желает использовать самолет и от конкретного полетного плана, принимается решение о том, сколько членов экипажа должно быть направлено на самолет, или о работе с внештатным экипажем в случае увеличения интенсивности использования воздушного судна или в случае превышения рабочего времени экипажа.
Последний, но не менее важный вопрос: тщательное ведение учетных записей является ключом к безопасности воздушного судна и его ценности и конкурентоспособности. Поэтому договор должен предусматривать, что записи ведутся Управляющим постоянно и в определенном порядке. Существуют различные программы, помогающие Управляющему вести учетные записи и владелец должен узнать о том, какие программы использует Управляющий.
Как правило, изначально собственником вносится операционный депозит в размере нескольких сот тысяч долларов США на затраты и расходы, и эта сумма вклада пополняется деньгами, полученными от чартерных рейсов или выплаченными собственником в связи с использованием воздушного судна. Час полета на воздушном судне обходится собственнику гораздо дешевле, чем чартерным клиентам.
Собственнику следует помнить, что счета часто откладываются на один или более месяцев, в связи с временем, необходимым третьим лицам на выставление своих счетов . В случае прекращения действия договора управления должен устанавливаться конкретный завершающий период.
Выбранная структура управления должна быть в любом случае тщательно оценена профессиональным консультантом по налогам на предмет налоговых последствий. Недавние и грядущие изменения, касающиеся НДС, произошедшие в рамках Европейского союза и некоторых из государств-членов по поручению Европейской комиссии означают, что налоговые последствия при определенных условиях могут меняться. С учетом средней ставки НДС в странах Европейского Союза такие изменения могут оказать значительное влияние на операционные структуры.
Каждый договор должен содержать конкретное положение о его сроках, и порядке его завершения. В частном управлении, собственнику желательно иметь право расторгнуть договор в течение короткого периода (например, в случае продажи воздушного судна или, если собственник решит прекратить отношения с Управляющим). Управляющий, однако, с точки зрения планирования и ведения бизнеса, как правило, желает иметь возможность заблаговременно узнать о предстоящем расторжении. Отдельный момент, который следует подчеркнуть, это расходы Управляющего, которые могут быть понесены после даты вступления в силу решения о прекращения договора управления (например, заработная плата экипажа, выходные пособия на основе применимого права и т.д.). В договор управления следует указать такие расходы в отдельности, так как в случае расторжения зачастую такие затраты обсуждаются владельцами и Управляющими.
Если собственник не заплатил Управляющему, последний, возможно, откажется возвращать самолет, пока собственником не будут выплачены все причитающиеся суммы. В некоторых случаях, и в зависимости от обстоятельств, такой отказ может быть неправомерным или может причинить ущерб собственнику. Договор управления может устанавливать механизм преодоления таких нежелательных ситуаций, например, позволяя собственнику внести сумму, равную спорной сумме на счет, депонированный у третьего лица (эскроу), после чего Управляющий возвращает воздушное судно. Стороны затем могут прийти к согласию или оспорить причитающиеся суммы без риска дополнительных убытков в связи с простоем самолета.
В любом случае, договор управления должен предусматривать последствия расторжения, которые меняются в зависимости от причины расторжения. Если, например, расторжение происходит по причине невыполнения обязательств Управляющим и такое невыполнение остается не устраненным, или в связи с существенным нарушением договора, то договор может быть прекращен незамедлительно. Договор должен содержать указание того, что должно произойти в таком случае. Неминуемый риск собственника связан с тем, что Управляющий может отказаться вернуть самолет, в то время как риск Управляющего связан с тем, что в случае возврата самолета у него нет гарантий на то, что он получит платежи или с тем, что в случае необоснованного отказа вернуть самолет Управляющий может столкнуться с существенными претензиями в связи с невозможностью собственника распоряжаться или пользоваться самолетом.
Таможенный статус воздушного судна должен внимательно проверяться как во время заключения договора, так и во время его расторжения. С этим связана определенная сложность, и собственнику рекомендуется нанять специального таможенного агента для проведения необходимой работы с документами.
Особое значение имеют право, применимое к договору управления и юрисдикция, что не стоит путать с вопросами публичного права, применимого к полетам воздушного судна, и устанавливаемого государством регистрации и международными договорами. В зависимости от применимого права по договору, в договоре управления не могут быть прописаны во всех подробностях регулирующие положения и вполне возможно, что к отношениям будут применяться нормы закона. Это может оказать существенное влияние на отношения сторон.
Воздушное судно, принадлежащее двум или более компаниям
Самолет может находиться в совместном владении двух или более компаний, что может быть осуществлено несколькими различными способами. В США, в записях FAA может числиться, что воздушное судно принадлежит нескольким собственникам. Например, может быть два совладельца самолета, и каждый из них будет иметь право сдать в аренду 50% своей доли управляющей компании на основании двух отдельных договоров аренды (лизинга). Как правило, при наличии более одного собственника, все собственники сдают в аренду свои доли в самолете одной управляющей компании. Владение долей собственности на самолет позволяет каждому собственнику отчислять амортизационные накопления в отношении стоимости воздушного судна. Кроме того, владение самолетом может быть разделено косвенно посредством покупки косвенными совладельцами акций компании, например, являющейся единственным акционером компании специального назначения, которой принадлежит самолет.
В случае наличия прямых или косвенных совладельцев воздушного судна, договор управления воздушным судном может быть переоформлен как договор совместного использования и управления. Между собственниками должен быть решен ряд дополнительных вопросов о совместном использовании самолета, а также о совместном использовании самолета с чартерными клиентами, если это планируется.
Схожей, но отличающейся формой совместного владения является программа долевого владения воздушным судном. В этом случае, можно купить 1/16 или 1/32 долю в самолете. В таких программах владелец доли может использовать определенное количество летных часов на любом самолете из парка компании с программой долевого владения. Вполне возможно, что собственник никогда не будет летать на определенном самолете, в котором он владеет долей. По законодательству некоторых государств считается, что владелец доли приобретает в действительности не «имущество», а услуги по перевозке, т. е. право на определенное количество часов полета. Соответственно, для целей налогообложения, владелец может иметь или не иметь право заявлять к налоговым вычетам отчисления на амортизацию, если по законодательству считается, что такой договор предполагает не право собственности, а право доступа к услугам по перевозке. Обсуждение юридических аспектов настоящих программ долевого владения выходит за рамки данной статьи, но интересно отметить, что в таких программах и соглашениях о совместном использовании общим является необходимость решения некоторых ключевых вопросов о процедуре принятия решения о перепродаже воздушного судна и разделения расходов.
В целом, хотя вышеуказанные вопросы могут показаться сложными для понимания и обсуждения, вы можете быть спокойны, зная, что практически все вопросы, которые могут возникнуть в ходе владения и управления вами воздушным судном самостоятельно или совместно, уже были ранее обсуждены; и существует наименее сложный путь для достижения ваших целей.