Обзоры законодательства
Развитие законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав в сети Интернет
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 02.10.2013
1 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» - так называемый «Антипиратский закон» (далее «Закон»).
Основными новациями Закона являлись:
1. Введение предварительных обеспечительных мер в рамках досудебного производства в виде ограничения доступа к аудиовизуальному контенту (в Законе – «фильмы»). По заявлению правообладателя, содержащему доказательства принадлежности ему исключительных прав на фильмы и документально подтвержденную информацию о нарушении, Мосгорсуд выносит определение о принятии обеспечительных мер на срок до 15 дней. На основании определения суда Федеральная служба по надзору в сфере связи и СМИ в течение 3 дней направляет уведомление о нарушении провайдеру хостинга соответствующего Интернет-ресурса, который, в свою очередь, в течение 1 дня обязан уведомить о нарушении владельца сайта и в течение 3 дней заблокировать доступ к ресурсу, если контент не будет добровольно удален. При этом провайдер хостинга и администратор (владелец) сайта не несут ответственность перед пользователями или правообладателями за ограничение доступа к информации. Если какое-либо из указанных лиц не выполнит данные требования, ограничить доступ должны будут операторы связи, в частности, путем блокировки сайта целиком. В течение указанного 15-дневного срока обладатель прав на фильмы должен подать иск в суд, в обратном случае предварительная блокировка снимается.
2. Отнесение к исключительной юрисдикции Мосгорсуда всех дел, связанных с нарушениями прав на аудиовизуальные произведения в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях;
3. К лицам, несущим ответственность за нарушение интеллектуальных прав, отнесен «информационный посредник», определенный в Законе, как лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационных сетях, а также предоставляющее возможность размещения материалов или информации для доступа к ним, а также доступа к материалам (далее «Посредник»).
Исключается ответственность Посредника, осуществляющего передачу материалов в случаях, если Посредник, в совокупности:
а) не является инициатором такой передачи и не определяет получателя;
б) не изменяет материалы;
в) не знал и не должен был знать о неправомерности использования данных материалов лицом, инициировавшим их передачу.
Ответственность Посредника, осуществляющего размещение материалов, исключается, если он, в совокупности:
а) не знал о неправомерности использования материалов третьими лицами;
б) в случае получения заявления от правообладателя в письменной форме о размещении третьим лицом на сайте незаконного контента, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения права.
Закон вызвал массу споров, обсуждений и нареканий. В частности, высказаны замечания относящиеся к:
1. Положениям Закона о подведомственности споров, имеющих коммерческую направленность, суду общей юрисдикции (Мосгорсуд);
2. Неопределенности понятия «информационный посредник», создающей возможность его расширительного толкования;
3. Возможности блокировки Интернет-ресурсов без рассмотрения дела по существу, а также возможности «расширительного» ограничения доступа, предусматривающего блокировку не только отдельных страниц или ссылок, но также сайтов целиком и иных сайтов, не содержащих незаконный контент, но расположенных по тому же сетевому (IP) адресу, что создает предпосылки для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции.
После принятия Закона в Госдуму был внесен целый ряд законопроектов, изменяющих, отменяющих или дополняющих его положения.
Так, Законопроектом № 336400-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты прав субъектов деятельности в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий» от 28 августа 2013 года, со ссылкой на указанные выше недостатки Закона, предлагается отменить его полностью.
Законопроект № 303374-6 «О внесении изменений в КоАП в части установления административной ответственности за непринятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением интеллектуальных прав» предлагает налагать штрафы за непринятие мер по ограничению доступа к незаконному контенту и его удалению в размере:
для граждан – 5,000 руб.,
для должностных лиц – 50,000 руб.,
для юридических лиц – от 300,000 до 1 млн. руб.
Последний из опубликованных на сайте Госдумы Законопроектов № 342640-6 «О внесении изменений в ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 17 сентября 2013 г., предлагает расширить действие Закона, распространив его не только на аудиовизуальную продукцию, но и на все остальные объекты авторских и смежных прав, включая литературные и музыкальные произведения, а также программное обеспечение, при этом уточняя, что все дела, за исключением относящихся к нарушениям интеллектуальных прав на фильмы, должны быть подведомственны Суду по интеллектуальным правам.
В соответствии с Законопроектом ограничение доступа к информации, размещение которой нарушает интеллектуальные права, должно осуществляться в первую очередь по универсальному указателю страницы сайта, и только в случае невозможности такового - посредством ограничения доступа к всему сайту через ip-адрес.
Законопроект вводит претензионный порядок досудебного урегулирования споров по интеллектуальным правам в Интернете, согласно которому правообладатель может обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер только после предъявления претензии информационному посреднику и только если посредник не принял необходимых и достаточных мер по удалению или приостановлению доступа к информации, а также описывает порядок осуществления указанных мер посредником. Данный порядок, в частности, предусматривает возможность подачи возражения против ограничения доступа к контенту лицом, разместившим его в сети Интернет.
Законодательство в области защиты интеллектуальных прав в Интернете активно развивается. Мы будем отслеживать статус законопроектов, и держать Вас в курсе изменений.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Анне Шмалюк в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Анна Шмалюк Санкт-Петербург |