Обзоры законодательства
Новеллы и изменения законодательства в сфере негосударственного пенсионного обеспечения
- Дата: 20.02.2015
Обзор законодательства в сфере негосударственного пенсионного обеспечения: Январь 2015
Сфера деятельности негосударственных пенсионных фондов является одной из самых динамично развивающихся в настоящий момент. Вызвано это фундаментальной реформой рынка пенсионного страхования и обеспечения, а также активной деятельностью мегарегулятора в лице Центрального банка. Проводимая реформа меняет сами правила функционирования рынка и требует принятия многочисленных нормативных правовых актов, регламентирующих как деятельность негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ), так и надзорную деятельность регулятора.
В потоке информации порой бывает сложно отследить последние изменения законодательства в данной сфере или не пропустить обсуждение готовящихся законопроектов.
В рамках формирования и развития новой практики в сфере негосударственного пенсионного обеспечения юристами компании CLS подготовлен тематический обзор изменений законодательства в данной сфере с начала 2015 года.
1. Вступило в силу Указание Банка России № 3470-У
11 января 2015 года вступило в силу Указание Банка России от 05.12.2014 № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях».
Указание устанавливает требования к квалификации сотрудников некредитных финансовых организаций, ответственных за реализацию исполнения правил противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее –ПОД/ФТ).
Применительно к НПФ должностное лицо должно соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее юридическое или экономическое образование;
- иметь опыт работы в сфере ПОД/ФТ или опыт руководства отделом (иным подразделением) некредитной финансовой организации либо иной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом не менее одного года.
При отсутствии высшего юридического или экономического образования:
- иметь иное высшее образование;
- иметь опыт работы в сфере ПОД/ФТ или опыт руководства отделом (иным подразделением) некредитной финансовой организации либо иной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, не менее двух лет.
Более мягкие требования установлены для сотрудников, ответственных за соблюдение ПОД/ФТ, негосударственного пенсионного фонда, являющегося малым предприятием или микропредприятием, а именно:
- иметь высшее юридическое или экономическое образование;
- иметь опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года.
А при отсутствии высшего образования:
- иметь образование не ниже среднего профессионального;
- иметь опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.
В сфере соблюдения требований к квалификации специальных должностных лиц фондов прослеживается определенная тенденция: с одной стороны, регулятор ужесточает ответственность за несоблюдение подобных требований, с другой стороны расширяет возможности для привлечения специалистов на должности, требующие наличия определенной квалификации.
2. Законопроект о внесении изменений в законодательство в части установления достоверности информации о вкладчиках и участниках негосударственного пенсионного фонда принят Государственной Думой в первом чтении
Законопроект № 635430-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» и Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (в части установления достоверности информации о вкладчиках и участниках негосударственного пенсионного фонда)» был принят 30 января 2015 года Государственной Думой в первом чтении.
Законопроект предусматривает возможность негосударственных пенсионных фондов запрашивать у органов записи актов гражданского состояния, образованных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти своих вкладчиков и участников.
Указанный законопроект направлен на решение проблемы недостоверности либо неактуальности сведений о составе вкладчиков и участников, которая в свою очередь приводит к невозможности достоверной оценки обязательств фонда.
Особую актуальность проблема получает при проведении процедуры банкротства фонда на стадии формирования реестра кредиторов и передаче обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.
Наличие у фондов и конкурсного управляющего права на получение подобной информации в органах записи актов гражданского состояния будет являться безусловным решением подобной проблемы.
Текст законопроекта доступен по адресу:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=635430-6
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части определения понятий «иностранные финансовые инструменты», «доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты»)»
Указанный проект Федерального закона определяет «иностранные финансовые инструменты» как:
- производные финансовые инструменты, в отношении которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации подлежит применению иностранное право;
- ценные бумаги иностранных эмитентов.
При этом под иностранными финансовыми инструментами предлагается понимать:
- Иностранные финансовые инструменты, определенные в части 36 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» за исключением:
- ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права на ценные бумаги российских эмитентов;
- производных финансовых инструментов, базисных активом которых являются ценные бумаги российских эмитентов;
- ценных бумаг, выпущенных российскими эмитентами в соответствии с иностранным правом, или выпущенных иностранными эмитентами в пользу российского эмитента;
- Доли участия в иностранных организациях, зарегистрированных на территории иностранного государства;
- Иные договоры и документы, признаваемые в соответствии с нормами международного и иностранного права в качестве финансовых инструментов, за исключением договоров и иных документов, в случае если всеми сторонами такого договора (иного документа) являются российские организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации и (или) граждане Российской Федерации.
Под доверительным управлением имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты, предлагается понимать осуществление прав по иностранным финансовым инструментам, а также участие в договоре доверительного управления имуществом, согласно условиям которого имущество, передаваемое по указанному договору, подлежит или может подлежать инвестированию в иностранные финансовые инструменты, в том числе участие в договоре доверительного управления имуществом с российским (иностранным) банком, предусматривающем инвестирование в иностранные финансовые инструменты.
Необходимо отметить, что в настоящий момент в российском законодательстве понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в Трудовом кодексе и ряде иных нормативных правовых актов. Однако понимание данного термина с точки зрения российского законодательства расходится с понятием «финансовые инструменты», применяемым в международной практике.
В целях единообразного понимания и правоприменения законопроект вводит в российское правовое поле понятие «иностранных финансовых инструментов» как финансовых инструментов в понимании международной практики.
Текст законопроекта доступен по адресу:
http://regulation.gov.ru/project/22597.html?point=view_project&stage=3&stage_id=16237
4. Проект указания Банка России о порядке назначения наблюдателей Банка России в негосударственный пенсионный фонд и порядке осуществления ими своих полномочий
Напомним, что согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ) при введении запрета фонду на осуществление операций по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием фонда в реестре фондов-участников системы гарантирования прав застрахованных лиц на 1 января 2016, Банк России вправе в целях обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда и их своевременной передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации направить в негосударственный пенсионный фонд своего наблюдателя (наблюдателей).
Указанный проект указания устанавливает требования, предъявляемые к наблюдателям Банка России, направленные на ограничение возможности назначения наблюдателями лиц, связанных с фондом.
Наблюдателями могут быть назначены служащие Банка России, а также служащие государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Проект прошел стадию антикоррупционной экспертизы и в настоящее время готовится к принятию.
Проект указания подчеркивает общую тенденцию по расширению полномочий и перечня инструментов регулятора, предназначенных для решения задачи по сохранению средств, находящихся под управление фонда, в случае введения фонду запрета или аннулирования лицензии.
Необходимо отметить, что в соответствии с уже действующими положениями Федерального закона № 422-ФЗ в период до 1 января 2017 года независимо от оснований, предусмотренных законодательством, Комитет финансового надзора Банка России вправе назначить временную администрацию в негосударственный пенсионный фонд.
Текст проекта указания доступен по адресу:
http://regulation.gov.ru/project/22582.html?point=view_project&stage=3&stage_id=15891
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Ирина Акимова Москва |
Дмитрий Гавриленко Москва |