Обзоры законодательства
Налогу на сверхприбыль быть?
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 20.06.2023
Разговоры о налоге на внезапную сверхприбыль (windfall tax) по ставке 10% шли на протяжении долгих месяцев. Наконец, 13.06.2023 законопроекты о налоге на сверхприбыль и о соответствующих изменениях в НК РФ были внесены в Государственную думу, в связи с чем рассмотрим некоторые аспекты нового налога.
1. Налог «разового характера»
Помимо закрепления налога на сверхприбыль в НК РФ, законопроекты предполагают внесение в НК РФ возможности установления налогов разового характера федеральными законами. При этом отсутствует регулирование целей и случаев введения подобных налогов.
Вместе с тем, не исключено, что закрепление категории «налогов разового характера» в текущих условиях поиска новых источников дохода бюджета может стать основанием для введения новых обязательных платежей.
2. Базовые параметры налога на сверхприбыль
2.1. Налогоплательщики
Перечень налогоплательщиков в законопроекте изменился незначительно по сравнению с тем списком, что обсуждался ранее в публичных источниках.
В частности, налогоплательщиками не являются организации (представительства иностранных компаний), созданные после 01.01.2021, и субъекты МСП на 31.12.2022. В перечень исключений были добавлены организации, применяющие ЕСХН.
2.2. Объект налогообложения и налоговая база
Расчет налоговой базы также не претерпел значительных изменений: сверхприбыль будет рассчитываться как сумма превышения средней арифметической величины прибыли организации за 2021-2022 годы над аналогичным показателем за 2018-2019 годы.
Прибыль определяется по данным налогового учета организации за соответствующий год, при этом доходы в виде прибыли КИК и дивидендов не учитываются для целей расчета налога.
Налоговая база признается равной нулю, и обязанность декларировать сверхприбыль и уплачивать налог не возникает, если:
· среднее арифметическое сумм прибыли за 2021-2022 годы не превышает аналогичный показатель за 2018-2019 годы;
· среднее арифметическое сумм прибыли за 2021-2022 годы не превышает 1 млрд. руб.
При этом законопроект не предусматривает, что данная сумма является необлагаемым лимитом, в связи с чем даже в случае незначительного превышения указанного показателя в 1 млрд. руб., налогом будет облагаться вся сумма сверхприбыли, а не разница.
Законопроект по-прежнему не регулирует влияние уточнения обязательств по налогу на прибыль за 2018-2022 годы на сумму налога на сверхприбыль, а также не предусматривает учет показателей инфляции или сумм прибыли, инвестированных в развитие бизнеса, несмотря на то что для многих компаний рост прибыли стал результатом производственного цикла вследствие долгой инвестиционной стадии. По ожиданиям бизнеса и налоговых специалистов данные факторы могут стать очередным камнем преткновения при расчете суммы налога и последующем проведении налоговыми органами контрольных мероприятий.
2.3. Порядок исчисления и уплаты налога
Ставка налога устанавливается в размере 10%, срок уплаты – до 28.01.2024 года.
Задекларировать сверхприбыль необходимо до 25.01.2024 года.
Наибольшее внимание потенциальных налогоплательщиков привлекают положения о налоговом вычете:
· В текущей редакции законопроекта налоговый вычет, по сути, представляет собой лишь рассрочку уплаты налога.
В частности, законопроект предусматривает, что в случае уплаты (вероятно, добровольной) в октябре-ноябре 2023 года обеспечительного платежа, такой платеж будет подлежать зачету в счет суммы налога. Вместе с тем размер такого вычета не может превышать 50% суммы налога.
· Таким образом, ранее озвученные заявления о возможности снижения ставки налога до 5% в случае внесения добровольной уплаты налога уже в 2023 году, как и текст пояснительной записки к законопроекту, который предусматривает такую возможность, расходятся с текстом самого законопроекта. Вопреки ожиданиям, законопроект в текущей его версии предполагает, что даже при внесении 5% обеспечительного платежа в 2023 году, налогоплательщик должен будет внести еще 5% до 28.01.2024 года.
РСПП и Минюст неоднократно обращали внимание на отсутствие гарантии зачета «обеспечительного платежа» и риск уплаты налога по ставке 10%, в связи с чем следует отметить, что данные опасения не были беспочвенны.
В то же время с учетом того, что такая возможность тем не менее прописана в пояснительной записке и призвана стимулировать налогоплательщиков к более раннему исполнению обязанности по уплате налога исходя из сниженной ставки, и как следствие, скорейшему пополнению бюджета, полагаем, что данный недостаток законопроекта будет скорректирован в рамках обсуждения законопроекта в Госдуме.
Несмотря на то, что текущая версия законопроекта по-прежнему не дает ответов на ряд вопросов, интересующих бизнес, тем не менее, не остается сомнений, что принятие законопроекта – дело времени, причем ближайшего. С учетом этого мы рекомендуем уже сейчас оценить, распространяется ли данная обязанность на ваш бизнес, чтобы заранее проанализировать последствия и перспективы использования льготы, если она будет имплементирована в итоговую версию закона. Будем следить за развитием ситуации и держать вас в курсе.
Данный обзор подготовили управляющий юрист налоговой практики Capital Legal Services Екатерина Смоловая и помощник юриста Анна Метляхина.