Новости
Онлайн- разрешение споров – фантастика или реальность?
- Дата: 21.06.2019
Минюст РФ объявил о начале работы над новым законопроектом (ID 01/05/05-19/00091641) о создании онлайн-механизма урегулирования споров.
Предполагается, что споры, связанные с покупкой товаров через Интернет, можно будет разрешать на онлайн-платформах с помощью посредников без обращения в суд. Создание подобного механизма стало крайне необходимым в связи с увеличением количества жалоб потребителей, необходимостью разгрузить российские суды и снизить издержки бизнеса на обработку и хранение претензий потребителей.
Отметим, что отчасти разрешение споров онлайн уже реализовано на некоторых популярных сервисах, таких как «Юла» и Aliexpress: если покупатель и продавец не могут достичь согласия, при определенных условиях к спору может подключиться арбитр этого сервиса. Полагаем, что механизм Минюста будет более серьезным решением указанных проблем, так как будут созданы единые правила.
Помимо решения упомянутых проблем, создание онлайн-механизма разрешения споров предполагает и другие преимущества: конфиденциальность, добровольность, независимость и беспристрастность лиц, содействующих сторонам в урегулировании споров, облегченный доступ к системе защиты прав для потребителей, возможность спорить с покупателями/продавцами из любой точки мира. Кроме того, это создаст предпосылки для развития частного сектора в области поиска инновационных решений.
Полагаем, что главная сложность, с которой столкнутся разработчики законопроекта, – обеспечение баланса интересов продавцов и потребителей при разработке порядка урегулирования споров: традиционно, потребители нуждаются в большей защите, однако указанные процедуры должны быть выгодны и для бизнеса.
Напоминаем, что сейчас недовольному потребителю для защиты своих прав следует сначала написать претензию непосредственно в интернет-магазин, также можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Если указанные методы не сработали, тогда потребитель (по своему выбору) может обратиться в суд по своему месту жительства, месту нахождения компании-продавца или по месту заключения или исполнения договора.